Похороны режиссера Александра Татарского, скончавшегося 22 июля в возрасте 56 лет, состоятся в четверг. Татарский — основатель и руководитель студии «Пилот» — считался одним из ведущих режиссеров, работавших в жанре анимационного кино. Среди лучших его работ фильм «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут колобки».
Умер Александр Татарский, Саша, на 57-м году жизни, внезапно. Большой, голубоглазый, кудрявый, полный, как казалось, энергии, кладезь идей, создатель замечательных мультипликационных фильмов. Осиротели жена и крохотный ребенок и все дети, для которых работал Александр Татарский. В интервью Радио Свобода его коллега режиссер Михаил Алдашин сказал: «Такая, очень внезапная потеря, утрата, горе, особенно для людей близких и его учеников, которых просто бездна. Сейчас попрощаться с Сашей летят люди даже из Америки, настолько они ему были дороги. Студия вся на Саше держится, держалась, точнее. Даже не представляю себе "Пилот" без Татарского, без его шуток, без его кипучей энергии, всевозможности, всеядности. Я его знаю уже лет двадцать, он меня позвал работать на "Пилот", я до недавнего времени здесь работал. Конечно, такого количества фантазии в одном человеке я не встречал никогда, не только фантазии, юмора, бурлеска, веселья, внезапности, неожиданности. Вспоминая о Татарском, скорее, все время улыбаюсь, чем грущу, потому что из него просто фонтанировало веселье. Он был человек невероятно позитивный, хотя, конечно же, и грустил тоже.
Я не буду говорить о том, что он гениальный, о том, что он сделал в студии, это и так все знают, и он сам говорил достаточно в интервью о том, что делает студия и о том, что он сделал для российской анимации. Такого персонажа в российской анимации не было и не будет. Он, как говорится, яркой кометой сюда влетел и так же быстро с небосклона исчез внезапно.
Я знаю, что очень много людей, может быть, даже его не любили, завидовали и спорили, и ругались, и я тоже с ним часто вступал в разные споры, преимущественно по творческой части. Но сейчас все это настолько мелко по сравнению с тем, что его нет, что, конечно, хотелось бы отмотать назад какие-то дни жизни, чтобы прожить их немного по-другому.
Я знаю только, что у него было огромное количество планов, он писал книгу, он готовился делать большой фильм, полнометражный. Не говоря о том, что у него уже был один фильм, который он так и не успел закончить, потому что случилось несчастье, материалы по фильму просто погибли в буквальном смысле в стихийном бедствии. Масса проектов. Я знаю, что они что-то такое затеяли с Успенским, тоже полнометражное. Это был человек широкой палитры и планов».
Об Александре Татарском говорит художник, сценарист и режиссер анимационных фильмов Иван Максимов: «Саша такой человек был энергичный и большой, крупный такой, его сразу было много, энергии, юмора, чем в большинстве людей, которые находились рядом. Когда мы устраивали карнавалы или какие-то юмористические конкурсы на фестивалях, он всегда был в лидерах. Когда Саша сидел на стуле, например, где-нибудь за столом или на диване, как будто гепард, посаженный в клетку, или как фонтан, то есть чувствовалось, что это не его место, что он должен именно фонтанировать и из себя чего-то все время выдавать. Внутри очень много, его распирало просто. Вот они с его ближайшим другом Игорем Ковалевым всегда были зачинщиками и устраивали розыгрыши. Сразу приходила куча идей, причем было очень интересно все это дело разрабатывать. Я знаю из его работ со студийцами, что Саша всегда предлагает кучу разных вариантов, потом нужно очень долго выбирать, какой из этих вариантов разрабатывать, потому что это совершенно разные стороны, варианты. Он же не только режиссер, он, прежде всего, выдумщик, а режиссеру, так или иначе, приходиться бороться не только с материалом, но и с самим собой, чтобы его не заносило в разные стороны. Поэтому лично для меня, я всегда обращал внимание, что в его фильмах шуток слишком много на один фильм. То есть из этих его фильмов можно было бы сделать много фильмов. Но вот всегда, когда человек, к которому привыкли, как к источнику радости, энергии, каких-то положительных эмоций, когда он уходит, это некая пустота и с этой пустотой, конечно, очень трудно мириться. Чем ярче человек, тем больше ощущается его отсутствие».
Александр Татарский сам по себе казался горой самоцветов. Напомню, что так назывался один из его проектов «Цикл сказок народов мира», его снимали разные режиссеры, почти все кинопремии этого года достались фильмам этой серии.