Рабочие ВАЗа - крупнейшего российского автозавода в Тольятти намерены с 1 августа объявить забастовку. Главный конвейер, на котором собирают отечественные «Лады», будет остановлен. Рабочие требуют повысить зарплату с нынешних 10 тысяч до 25.
Дирекция ВАЗа никак не комментирует информацию о намеченной на заводе забастовке, но готовится предпринять собственные шаги. С 1 августа на АвтоВАЗе начнутся увольнения рабочих. По плану администрации, будет сокращено около 1,5 тысяч работников, в основном пенсионного возраста. Кроме того, по данным газеты «КоммерсантЪ», в этом году руководство АвтоВАЗа может уволить еще 5 тысяч человек - именно эта мера, по замыслу администрации, позволит увеличить зарплату оставшимся рабочим.
Между тем, лидеры профсоюзного движения уже обвинили администрацию предприятия в попытке сорвать акцию протеста. Сегодня стало известно, что в пятницу был задержан один из лидеров независимого профсоюза рабочих «Единство» Антон Сидорский. А накануне был изъят тираж специального выпуска газеты «Рабочая демократия». Об этом Радио Свобода рассказал председатель «Единства» Петр Золотарев: «Я думаю, что все-таки служба сработала. Несколько источников говорят об одном и том же. Конечно, это всегда было так: руководство АвтоВАЗа применяет такие методы репрессивные именно во время таких острых ситуаций, предзабастовочных».
По словам Петра Золотарева, в воскресение на Казанском вокзале Москвы при попытке уехать в Тольятти был также задержан активист «Революционной рабочей партии» Михаил Дороненко. Активист должен был привезти в Тольятти 5 тысяч экземпляров газеты «Рабочая демократия», специальный выпуск которой был посвящен работе Волжского автозавода. Весь тираж газеты, говорит Золотарев, был изъят сотрудниками транспортной милиции.
Милиционеры пояснили, что намерены изучить издание на предмет экстремизма. «Происходящее - попытка оказать давление на рабочих и независимый профсоюз Волжского автозавода, которые готовятся к забастовке протеста, намеченной на 1 августа», - считает лидер профсоюза «Единство»:
«Вообще-то, мы не возглавляем забастовку, потому что это произошло стихийно по причине того, что руководство завода с профсоюзом вместе никогда не выражали интересы работников, а результат - конфликтная ситуация. Виновато здесь руководство завода с профсоюзом "Автосельхозмаш"».
Рабочих АвтоВАЗа поддержат в Москве - у представительства предприятия пройдет пикет Всероссийской конфедерации труда. Ее президент Борис Кравченко рассказал РС, что гонения на профсоюзных активистов были всегда, но до ареста дело еще не доходило:
- Я не исключаю остановки конвейера. Конечно, нельзя говорить о забастовке, речь идет о стачке, потому что российское законодательство сделано таким образом, что провести нормальную забастовку, выдвинуть нормальные требования и пройти всю процедуру фактически невозможно. Это как бы отдельный разговор. Мы обращались по этому поводу и в международную организацию труда и пытаемся до сих пор оспорить эти положения закона о коллективных трудовых спорах. Речь идет о примерно такой акции, как провела наша организация в Ford Motor Company во Всеволжске - это остановка конвейера и стачка до того момента, пока такого рода забастовка не будет признана незаконной.
- Основное требование рабочих – повышение зарплаты?
- Они получают нищенскую заработную плату. На этом, как говорится, гиганте российского, отечественного автомобилестроения работники получают в среднем 10 тысяч. Вы представляете, каков разрыв между доходами работников и реальной прибылью, которую получает компания. Пока администрация, руководство города идут по пути репрессий. Посмотрим, чем это все закончится. Мы планируем свою часть протестных действий, будет пикет в Москве около представительства АвтоВАЗа, посмотрим, что произойдет первого числа. Пусть готовятся.
Между тем, по мнению содиректора центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александра Тарасова, российское профсоюзное движение переживает не лучшие времена:
- Репрессии по отношению к профсоюзным активистам - это теперь уже обычная практика. Это могут быть не обязательно аресты, это могут быть задержания, избиения, запугивания, запугивания родственников, незаконные увольнения. Предприятия в основном у нас все частные. Но вы представьте себе крупное предприятие, это огромная экономическая сила, от него сплошь и рядом зависит, если это градообразующее предприятие, просто даже администрация города, ну со всеми, естественно, структурами, включая милицейские. В общем, их легко прикормить.
- А профсоюзы еще играют какую-то роль на крупных российских предприятиях?
- Независимых профсоюзов так называемых, объединенных в Федерацию независимых профсоюзов России, ФНПР, то есть наследника ВЦСПС, практически нет, хотя это крупнейшая профорганизация до сих пор в России. Но существуют свободные или по-другому, альтернативные профсоюзы, которые хотя и медленно, но постоянно растут. Вот эти профорганизации занимаются тем, чем должны заниматься профсоюзы, то есть защитой прав своих членов, защитой прав наемных работников, да, они играют определенную роль. Забастовки у нас пока еще не запрещены законодательством, хотя законодательство, принятое при Путине, оно серьезно сузило возможности рабочих защищать свои права. Если руководители АвтоВАЗа не понимают, что они должны вести себя цивилизованно, что профсоюзы - это часть гражданского общества, причем важнейшая, как считают, например, в Западной Европе, и что, следовательно, с ними надо договариваться, искать компромиссные пути, ну, тогда они понесут большой экономический ущерб. Надо иметь в виду, что у нас условия труда на производстве в России по западным стандартам чудовищные, нормы выработки тоже не соответствуют реальным возможностям человека, зарплаты по западным стандартам маленькие... Кроме того, делайте поправку на инфляцию.