38-летний мужчина с глубокой травмой головного мозга, который в течение шести лет мог только слабо вращать глазами и чуть шевелить большим пальцем руки, снова смог говорить и самостоятельно есть, после глубокой стимуляции его мозга вживленными электродами.
Врачи из Центра черепно-мозговой травмы Института реабилитации Джонсона, Нью-Джерси (JFK Johnson Rehabilitation Institute Center for Head Injuries in Edison, New Jersey) применили электростимуляцию центрального таламуса, области мозга, вовлеченной в сенсорное восприятие и регуляцию двигательных функций.
Перед имплантацией электродов мужчина был в состоянии, которое врачи называют «минимальным сознательным состоянием» (МСС): он лишь изредка демонстрировал, что осознает себя и окружающую среду. Этим МСС отличается от комы или вегетативного состояния, при котором больные не проявляют внешних признаков сознания. Точной статистики о том, сколько американцев находятся в МСС, нет. По различным данным таких больных от 112 до 280 тысяч.
Не каждому пациенту в таком состоянии можно помочь методом электростимуляции. Сегодня невропатологам трудно идентифицировать тех пациентов, которые смогут восстановиться. И хотя, заговоривший мужчина, пока единственный пациент, которого удалось этим методом вывести из состояния МСС, данный случай показывает, что многие пациенты могут рассматривать этот опыт как надежду на восстановление.
Врачи отмечают, что очень важен и тот факт, что улучшить состояние пациентов можно даже спустя долгое время после травмы. «Пробуждение» пациента, случившееся в Нью-Джерси может изменить отношение врачей к людям с подобными тяжелыми травмами головного мозга. Лечение таких больных сегодня в значительной мере неэффективно, хотя они все же имеют определенный уровень сознания. Эти пациенты, как правило, проводят остаток своей жизни в специализированных учреждениях, где о них заботятсяно усилий к лечению прикладывают мало, поскольку шансы на успех очень малы.
Руководитель исследования доктор Джозеф Джасино (Joseph Giacino) так охарактеризовал состояние больного: «Сейчас пациент говорит хриплым, но слышимым голосом. Он не начинает беседы, но может ответить одним - тремя словами».
Огромный подарок врачи сделали матери больного. Она говорит: «Теперь, мой сын может общаться с нами и самостоятельно есть. Он наслаждается новым качеством своей жизни. Мы и не надеялись, что такое возможно». Имя пациента не разглашается из этических соображений.