С 24 по 26 августа свое десятилетие серией концертов на открытом воздухе отметит фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж».
Художественный руководитель фестиваля Михаил Грин называет его «джазовым островком» в Москве: «У нас радостное событие. Мы не будем надувать особенно щеки, хотя, конечно, для джаза это, наверное, все-таки, как на дальнем севере, год за три, поэтому десятый фестиваль — это, конечно, круто, как говорит теперешняя молодежь. Причем мы не пропустили ни одного года, несмотря ни на дефолт, ни на какие вещи. Мы развивались, и вот, как вы видите, мы развились. В этом году у нас уже будут выступать представители девяти стран. А ведь начиналось все, как вы сами помните, практически с чисто московских музыкантов».
В островок сад Эрмитаж вот уже десять лет превращается на три дня, всегда в августе. На сцене — лучшие российские джазовые коллективы и замечательные ансамбли из других стран; на газонах — все, кому по силам купить билет по 600 рублей — сидят, лежат, танцуют, целуются. Чувствуют себя раскованно — обязаны этим джазу. Музыка начинается в четыре-пять часов, заканчивается за полночь, каждый день по пять ансамблей играют полноценные программы. На юбилей, — говорит Михаил Грин, — решили звать тех, кто за прошлые годы произвел самое серьезное впечатление на публику. И они не отказались.
Из завсегдатаев — «Джаз-бас-театр» Александра Ростоцкого, секстет «Кадданс-Миллениум» Германа Лукьянова, трио Якова Окуня, ансамбль Андрея Кондакова. Лу Табакин, Эл Фостер, Деннис Роулэнд, Джим Ротонди, Джин Джексон приедут из Америки, Леонид Пташка из Израиля — всех не перечесть. Молодых музыкантов фестиваль тоже привечает, на сцене сада Эрмитаж впервые показались большой аудитории многие теперь известные люди, та же Анна Королева. Ее квинтет играет и в этот раз. По преимуществу все исполняют оригинальные композиции, но рассчитывают не на знатоков джаза, они позже соберутся на джем-сешн в клубе «Реставрация», а на обычных людей.
«Мне кажется, что, конечно, существуют три основных вида музицирования, — говорит Александр Ростоцкий, — это филармонический зал, клубная атмосфера джазового клуба и open-air. Для лидеров это три разных подхода, потому что я сам был просто слушателем таких фестивалей на открытом воздухе, и сосредоточиться невозможно, потому что каждую секунду кто-то где-то что-то говорит, хождение какое-то. А здесь еще проблема в том, что ты очень далеко, поэтому ты лишен артистических вещей. Ты просто играешь. И для меня очевидно, что здесь надо играть более раскрепощенную музыку. Даже я не собирался здесь играть последний проект «Картинки с выставки. Прогулки с Мусоргским». Хотя здесь, в принципе, очень душевно и приятно. И, дай Бог, будет погода, здесь вообще замечательно».