Завтра президент России Владимир Путин вылетит из Индонезии в Австралию, где открывается встреча глав государств и правительств стран азиатско-тихоокеанского региона. Главный редактор московского журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов полагает, что в последние годы Москва пытается все более активно утвердиться на этом пространстве, где одни относятся к ней как европейской колониальной державе, а другие как нежелательному конкуренту:
- Форум АТЭС, который начинался в 90-е годы как одно из мероприятий регионального характера, с каждым годом превращается во все более важное собрание. Роль региона в целом возрастает, никто уже не спорит с тем, что тихоокеанское пространство в XXI веке будет играть ту же роль в мировой политике, что евроатлантическое пространство в ХХ веке. Здесь будут происходить самые главные политические события. Это связано со стремительным подъемом Китая, с формированием предпосылок к стратегическому противостоянию Китая с США.
- Но и помимо Китая здесь большое число стран, которые довольно активно развиваются, и это не только строго Восточная Азия. Индия, сама Австралия, Новая Зеландия… Индонезия рассматривается как один из потенциальных центров влияния на ближайшие 20-30 лет. Так что тут завязано большое количество политических узлов на будущее. Россия географически является великой тихоокеанской державой. Но ее присутствие в этой политической нише достаточно ограничено. И Советский Союз, и Россия были прежде всего ориентированы в западном направлении. Вся политика выстраивалась, исходя из того, что происходило к западу от наших границ.
- Это инерция XX века, все основные политические события, основное геополитическое противостояние происходило на евроатлантическом пространстве. Кроме того, несмотря на нынешнее желание декларировать себя как державу евразийскую, даже тихоокеанскую, все-таки по своему менталитету, по политической и культурной традиции Россия остается Европой. Европейская политика весьма запутанная, но для России она гораздо ближе, чем политика азиатская. Кроме того, если в Европе к России относятся по-разному, но никто не отрицает, что эта страна прилегает к европейскому пространству, то в Азии, что бы мы ни говорили, никто Россию своей не считает. Для держав тихоокеанских, азиатских, Россия – это европейская колониальная страна с большими территориями в Азии. Уровень понимания процессов в том регионе у нас крайне низкий.
- Сейчас пора уже менять сам фокус, взгляд. То, что российское присутствие, по крайней мере номинальное, на тихоокеанском пространстве растет, совершенно правильно. Другое дело, что пока у России нет существенных возможностей и идей, как, собственно, усилить и укрепить там свое присутствие, поскольку два гиганта этого пространства - США и КНР обладают значительно б о льшими политическими и экономическими возможностями практически по всей этой зоне.
- Говоря о форуме в Австралии, поневоле напрашивается ассоциация с голосованием в МОК по Олимпиад-2014 - приехал президент России и добыл Игры для России. Можно ли рассматривать его нынешнюю поездку в Южное полушарие как элемент предвыборной стратегии?
- Нет, это явления совершенно разного порядка. Гватемала была уникальным, разовым событием. И там было что выигрывать. А саммит в Австралии при всей своей важности в общем-то рутина, поскольку аналогичные проводится ежегодно в разных местах. Сейчас обсуждается вопрос о проведении в 2012 году такого же форума во Владивостоке. Когда и если российский президент (Путин или следующий) привезет на родину сообщение о том, что этот форум пройдет во Владивостоке, это будет сопоставимо с Олимпиадой. Но сейчас этого не случится, а что будет дальше, трудно предсказывать.