Ссылки для упрощенного доступа

«Застой» против «путинской стабильности». Межпартийные дебаты обошлись без жертв


Самым ярким элементом дебатов стал галстук проведшего их Эрнеста Мацкявичуса (в центре)
Самым ярким элементом дебатов стал галстук проведшего их Эрнеста Мацкявичуса (в центре)

Два стола в офисе «Интерфакса» друг напротив друга: за одним - коммунисты Юлий Квицинский, Александр Кравец и Светлана Савицкая, напротив - единороссы Андрей Воробьев, Константин Косачев и Владимир Плигин. К барьеру!


Звучащая весьма абстрактно тема дискуссии присутствующих нисколько не смутила. Ее тон задал председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев, изрядно поднаторевший в риторических схватках с внутренними и внешними оппонентами:


- Отношения между государством и личностью в современной России не идеальны, но это общество, которое наиболее близко приблизилось к оптимальной форме таких отношений. Мы единственная политическая сила в стране, где понятия «государство» и «личность» разделяются союзом «и», а не «или». Для коммунистов вопрос стоял так: государство или личность. Ответ на него был дан в пользу государства с очевидным ущемлением прав личности за все то время, когда они находились у власти.


Стол напротив старательно изображает недоумение. Как напоминает Александр Кравец, «160 лет назад в первом документе коммунистов (Манифесте Коммунистической партии Карла Маркса – РС) было заявлено: цель - свободное развитие каждого как условие свободного развития всех. Это наша программная установка и мы ей не изменяли. Другой разговор, что государство подавляло спекулянтов, мародеров, того, кто сегодня чувствует себя хозяином жизни. Сегодня за нас говорит наука. Посмотрите последние опросы ВЦИОМ, они показывают, что 90% населения страны считают, что те принципы, которые были при советской власти в отношении личности, в отношении распределения духовных, материальных благ деятельности, их устраивают».


Кружок представителей правящей партии с удовольствием ухватывается за фигуры умолчания, легкомысленно разбросанные оппонентами по полю боя. «Совершенно точно в этой статистике не учтены сотни тысяч и миллионы наших лучших сограждан, которые были уничтожены во время Гражданской войны, которые были погружены на баржи и высланы за пределы нашей страны в 20-е годы, уничтожены в ходе репрессий, - наступает Константин Косачев. - И уж если вы говорите о науке, то давайте этот вопрос адресуем, к покойному Андрею Дмитриевичу Сахарову, который проводил лучшие годы своей жизни в ссылке, куда его направили коммунисты».


Этот отрывок дает достаточное представление о характере последовавшей далее предсказуемой дискуссии, в которой обе стороны пытались приписать те явления новейшей истории России, которые общественное мнение склонно считать положительными, и отрицая ответственность за события, о которых избиратели не составили определенного мнения.


За единороссов в этой вербальной дуэли играли свобода передвижения и прочие права, предоставляемые действующей конституцией. А за коммунистов – упущенное «чувство уверенности в завтрашнем дне» и та же самая возможность путешествовать по миру, которая, как напомнила заседавшая еще в Верховном Совете СССР космонавтка Светлана Савицкая, была заложена позднесоветским законом.


Напоследок оппоненты действующего президента припомнили ему позднейшие ограничения свободы демонстраций, отмену выборность глав регионов и притеснения оппозиционных партий в большом и малом. Единороссы же записали на свой счет сохранение в неизменном виде самого Основного закона. «Владимир Владимирович Путин исполнил блестяще свою главную миссию как гаранта Конституции, когда не инициировал поправки в нее. Советская конституция не предусматривала такого рода дебатов как минимум, потому что партия была одна», - поставил последнюю точку в дебатах Константин Косачев.


Почему единороссы дискутируют исключительно с коммунистами? Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков находит это «вполне оправданным»: «КПРФ, как бы кто ни относился и к ней, и к идеологии, которую она исповедовала, соответствует всем критериям партии. Есть идеология, есть ее персонифицированные символы - Ленин, Сталин и ныне живущий и здравствующий Геннадий Андреевич Зюганов. Это идеологическая партия и достаточно серьезная, разветвленная структура ; что бы [Сергей] Миронов ни говорил о том, что кто-то уходит, переходит в “ Справедливую Россию ” от коммунистов, никаких потерь серьезных это не несет. Партия состоявшаяся, с устойчивым электоратом. Б езусловно, единороссам нужен серьезный спарринг-партнер».


Следующий раунд дебатов назначен на среду 19 сентября. Их тема обозначена как «социально-экономическое развитие страны».


XS
SM
MD
LG