1 октября в Екатеринбурге открылся 18-й фестиваль документального кино «Россия». Список учредителей фестиваля возглавляет Союз кинематографистов России, организационную поддержку оказывает Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Среди ценителей документального кино екатеринбургский фестиваль «Россия» имеет репутацию самого «зрительского».
Все сеансы фестивальной программы (нынче это 34 фильма) проходят при полном зале Дома Кино. Конечно, зал сам по себе не велик и это головная боль организаторов, но ведь и повторные демонстрации проходят при полном аншлаге, и внеконкурсная программа — тоже.
На екатеринбургском фестивале «Россия» документальное кино почитают за искусство и социальное служение одновременно, поэтому возглавить жюри приглашают деятелей художественного кинематографа, а судить фильмы — не только кинопрофессионалов — мотивирует директор фестиваля Георгий Негашев: «Судить о документальном кино, если уж оно претендует на то, чтобы быть искусством, необходимо по законам искусства. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы наш фестиваль не превращался в междусобойчик, когда вот — собрались документалисты, друг друга похвалили, или поругали, и разошлись. Должна быть обязательно оценка извне».
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова заслужила приглашение в жюри и своей преданностью документальному кино. По ее собственным словам, из 18-ти она посетила 15-ть фестивалей: «Я согласилась на это, наверное, тоже во имя своей сегодняшней профессии, потому что я хотела бы увидеть человека, я хотела бы увидеть жизнь такой, как она есть, чтобы это все прозвучало достаточно публицистично».
На 18-м фестивале неигрового кино «Россия» экран и публику получат истории о писателях, рыболовах, вдовах, деревенских жителях, убежденных игроках, провинциальных предпринимателях, участницах конкурса красоты в доме престарелых, кадровом военном, прошедшем Чечню. Фильмография кого-то из режиссеров пополнится очередным призовым творением, чья-то — только начнется с этого фестиваля. Возможно, на фестивалях жизнь этих фильмов и замкнется — об этом говорят все председатели жюри уже много лет. Кинодраматург Юрий Клепиков — глава нынешнего жюри — не отрицает, что кинодокументалисты большую часть своей творческой жизни — сами себе зрители: «Фестиваль, насколько мне известно, это, в сущности, единственная форма показа. У нас в стране всегда была очень сильная документалистика. У себя в Петербурге я много лет дружен с классиками Крюкова канала, потому что ЛСДФ, Ленинградская студия документальных фильмов, находится на Крюковом канале. Страна совершенно не знает своих классиков. Слава Богу, что они между собой хотя бы знакомы».
Справедливости ради, дирекция фестиваля «Россия» напоминает, что конкурсная программа ежегодно «гастролирует» по Сибири и Дальнему Востоку. Эта практика показывает: когда документальное кино само приходит к зрителю, тот с удовольствием приходит его посмотреть.