7 октября прошлого года в подъезде своего дома была застрелена обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская. Радио Свобода подготовила серию материалов, в которых о Политковской рассказывают герои ее статей. Особой темой для Анны Политковской оставалась ситуация на Северном Кавказе. Почти во всех республиках этого региона живут люди, благодарные отважной журналистке за ее помощь в самых критических для них ситуациях. Анна не оставляла без внимания этих людей и после публикации в «Новой газете».
Анна Политковская не считала себя большим знатоком Кавказа. Но очень многие её статьи были посвящены проблемам этого самого беспокойного российского региона. Убийства мирных граждан, участившиеся похищения жителей северокавказских республик, грубые нарушение прав человека стали следствием двух военных кампаний в Чечне, осетино-ингушского конфликта, бесланской трагедии. Тема защиты жизни и достоинства простого человека стала главной для специального корреспондента «Новой газеты» на Северном Кавказе Анны Политковской.
Вспоминает глава оргкомитета по восстановлению Ауховского района Дагестана Мовлади Соипов: «Права человека для нее было святое дело. В ней люди видели своего защитника. Всегда восхищался этой женщиной и как умным журналистом, и как смелым, мужественным человеком. Для этой женщины есть такие понятия, как справедливость, добро, она чужую боль переживала как свою. В прошлом году, незадолго до ее гибели, она приезжала в Дагестан, общалась с нами, не только с чеченцами, но и с другими народностями. Ее интересовало буквально все».
Многие на Кавказе считают, что Анне Политковской в короткий срок удалось понять этот край и населяющих его людей.
«Она могла сесть в маршрутное такси из Хасавюрта, допустим, в Грозный, в ту же Махачкалу, надеть ту же одежду, что надевает большинство женщин, - платочек, платье, ничем от них не отличаться, слиться с ними и вести беседу. Ее любили за это, за простоту, за ее способность быть дагестанкой, быть чеченкой, быть аваркой. Она могла сразу перевоплотиться и стать кавказской женщиной, и ей поэтому доверяли. Ей доверяли, ее считали своей», - рассказал чеченский общественный деятель Умар Джавтаев.
Анна Политковская одной из первой стала с тревогой писать о расползании боевых действий из Чечни по всему Северному Кавказу. В приграничном Хасавюртовском районе Дагестана, в котором с давних пор проживают чеченцы-аккинцы, федеральные силовые структуры, начиная с 2000 года, регулярно проводят так называемые спецоперации по задержанию вооружённых людей. Анна Политковская часто писала о спецоперациях, которые лично наблюдала в приграничном с Чечней дагестанском районе.
«Были многочисленные зачистки. Она там высказывала открыто свое мнение, в Хасавюрте. Когда сажали невинных людей, она защищала права этих людей, и никого не боялась. Когда, допустим, один бандит укрылся в доме, и по этому дому стреляют из пушек, а такое было, и не один раз. Не только по этому дому, в котором он укрылся, но и весь квартал из пушек, из гранатометов сносили все, и в результате оказывалось, что этот бандит оттуда ушел. Она там вмешивалась, ругалась с правоохранительными органами, с работниками правоохранительных органов. Во время спецопераций она лезла под пули. Вообще, на Кавказе ценится мужество, а когда это мужество проявляет женщина, это вообще очень ценно. Мы даже упрекали некоторых мужчин: вот - образец мужества», - вспоминает глава оргкомитета по восстановлению Ауховского района Дагестана Мовлади Соипов.
Из Хасавюрта Анна Политковская подготовила множество проблемных материалов, рассказывает местный адвокат Руслан Умаев: «За один вечер во время беседы было наработано материала на три статьи. Усвояемость была просто невероятная. Она моментально входила в тему, вопросы задавала конкретные. И когда я уходил, я сказал: “Анна, я не удивляюсь, почему в каждом номере вы успеваете дать по одной полосе. Сейчас ваш секрет для меня раскрыт ” . Ну, профессионал с большой буквы. Не просто трудоспособность, не какая-то энергия, а положительная энергетика с энергией - все вместе».
В тот вечер, когда Политковская работала над газетными материалами, адвокат Руслан Умаев написал стихотворение, которое он посвятил Анне.
Как сегодня я жил и что делал вчера,
Я обидел, солгал, променялся за так.
Нужен свет, нужен свет - не включается бра.
И табак на исходе, и дело - табак…
«Я тогда ей в нашей беседе подарил свои стихи, посвященные ей, расписался. Женщина, тем более оригинальное восприятие, никакого привычного женского сюсюканья. Взяла, с достоинством прочитала, улыбнулась: “Это мне на память?” Отложила в сторону. Она обратила внимание, у каждого бывают какие-то свои выделяющиеся места, где делаешь больший упор, большую нагрузку. И там у меня было так, что если ночь - совесть мучает. Она как-то улыбнулась: “Вы курите много?” Вот на что она обратила внимание», - рассказывает Руслан Умаев.
И в соседней Северной Осетии поэт и публицист Заур Дзарахохов посвятил стихотворение Анне Политковской, но уже, увы, посмертное.
Не нужно ей вослед глумливых фраз!
Она дотошно разгребала грязь,
Бывало, что её и заносило,
Но эту грязь не Анна замесила!
Посмертной, право, не бывает лесть,
Уже за то, что не боялась лезть
В проблемы, что сулили смертный час,
Не нужно ей вослед глумливых фраз.
Говорят, что, если мужчины на Кавказе посвящают стихи женщине, это значит, что она сыграла в жизни этих людей очень большую роль.