Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой принять чеченских правозащитников, чтобы обсудить проблему похищения людей на территории республики. По данным Нухажиева, в списках похищенных и пропавших без вести - более 4300 человек. Сотрудники правозащитного центра «Мемориал» утверждают, что с 1999 года людей на территории Чечни похищали главным образом федеральные силовые структуры и подразделения, находящиеся в подчинении у промосковского руководства республики.
В обращении на имя президента Владимира Путина уполномоченный по правам человека в Чеченской республике подчеркнул: «Очень важно, чтобы в общественном сознании прочно укоренилась мысль о том, что власти способно разрешить актуальную проблему похищения людей в Чечне». Нухажиев выступает за создание межведомственной комиссии по розыску похищенных и пропавших в республике людей.
К идее создания такой комиссии положительно относится руководитель общественной организации «Чеченский комитет национального спасения» Руслан Бадалов. По словам Руслана Бадалова, польза от такой комиссии будет большая, если только ее сформируют для дела, а не «для галочки»: «Эта идея давно витала. Очень многие говорят, что в тюрьмах под какими-то номерами, неизвестными для родственников, такие люди содержатся. Необходимо, чтобы родственники могли посетить любые колонии, тюрьмы».
По словам Нурди Нухажиева, за время двух военных кампаний на территории Чеченской республики пропали без вести около 4,5 тысяч человек. Однако независимые правозащитники, работающие на Северном Кавказе, эту цифру считают заниженной. «Только за период второй чеченской войны, по нашим данным, пропали от трех до пяти тысяч человек», - говорит председателя совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов. Он уточняет, какие именно структуры стоят за похищениями людей: «В начале второй чеченской войны это были, вполне очевидно, федеральные ведомства - ФСБ, МВД. Потом, с 2003 года, по мере «чеченизации» конфликта, все больше и больше виновны в этом оказывались те, кого называли кадыровцами. Боевики, конечно, тоже похищали людей, и это на их совести. Но их «цифра» на порядок меньше. В период между двумя войнами тоже были случаи исчезновения людей. Тут ответственность лежит на бандитских, криминальных и полугосударственных структурах, если можно называть государством Чеченскую республику Ичкерия».
До второй чеченской кампании в заложники на территории республики людей брали, как правило, в целях получения выкупа. Тогда Ичкерия фактически находилась в блокаде. Эксперты считают, что это обстоятельство в значительной степени повлияло на проблему. Затем территорию Чечни под свой контроль взяли федеральные власти. Мотивы похищений изменились. «Скорее, это были какие-то не совсем законные действия силовиков, которые задерживали людей, [объясняя это борьбой с тероризмом]», - говорит редактор газеты «Чеченское общество» Тимур Алиев.
Глава совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов считает, что в предлагаемую Нухажиевым комиссию, помимо государственных ведомств – генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ - должны войти и представители общественности: «Без включения представителей общественности такая комиссия будет мертворожденной, потому что я знаю по опыту, когда собираются представители государственных ведомств по такой сложной и неприятной для них проблеме, то дальше разговоров и разведения руками дело не идет»
По словам Олега Орлова, комиссия должна заниматься в том числе и установлением судьбы тех, кого, скорее всего, уже нет в живых, найти места их захоронения. Г-н Орлов сообщил, что «Мемориал» работает над созданием базы данных похищенных и пропавших без вести в Чечне.