Ссылки для упрощенного доступа

Огонь, вода и... искусство: уроки Амерсфорта


Какое средство пожаротушения оптимально? Ответ на этот вопрос еще не найден
Какое средство пожаротушения оптимально? Ответ на этот вопрос еще не найден

В конце октября в голландском городе Амерсфорте полностью сгорела церковь Эллебог, в здании которой размещался музей Армандо. Теперь многие говорят о необходимости введения более строгих правил безопасности во всех голландских музеях, хранители которых, как чумы, боятся устанавливать автоматические системы тушения.


«Потеря для города огромна. Можно сказать, что вместе с этой уникальной коллекцией и уникальным зданием погибла душа города», - так оценил произошедшее мэр Амерсфорта Йелле Хэкман.


В огне сгорели 55 работ, в том числе таких именитых художников, как Альбрехт Дюрер, Ансельм Кифер, Шарль-Франсуа Добиньи, Якоб ван Раусдэл и Хэркюлес Сейхерс. Последним, кстати, восхищался сам Рембрандт. Среди навсегда утраченных работ, общей стоимостью 3 миллиона евро (хотя это всего лишь официальная цифра страховщика, на самом деле работы бесценны), было несколько картин и скульптур самого Армандо - художника, писателя, режиссера и скрипача, одного из главных фигур в нидерландском послевоенном изобразительном искусстве.


Сам факт, что государство выделило Армандо еще при жизни целый музей, который был назван в его честь, говорит о большом признании художника на родине. Псевдоним Армандо в переводе с испанского означает «вооружающийся» или «затевающий нечто». Своего настоящего имени Херман Дирк ван Додевейрд терпеть не может – вероятно, потому, что фамилия его вызывает ассоциацию с голландским словом «смерть».


Все работы Армандо так или иначе связаны с увиденным им в детстве ужасом войны, с темой разрушения и насилия. В Амерсфорте, где находился его музей, когда-то был организован нацистский концентрационный лагерь. В интервью телепрограмме НОВА 78-летний художник сказал: «Для меня самое печальное - это гибель в огне работ других художников, переданных во временное пользование другими музеями. Прежде всего, я имею в виду графику Дюрера, а также работы Добиньи, и Хэркюлеса Сейхерса из Музея Бредиуса в Гааге. Ну, и мои 19 картин...»


Градоначальники Амерсфорта уже выделили Армандо новое здание - часовню Синт - Эхтенкапел . С 5 февраля 2008 года здесь вновь откроется экспозиция, в основе которой будут уцелевшие работы художника, находившиеся в момент пожара за пределами музея. Однако катастрофа в Музее Армандо вызвала бурную дискуссию на тему безопасности голландских музеев в целом.


По словам Паулин Круземан, директора Исторического музея Амстердама, две картины из которого были предоставлены во временное пользование в Амерсфорт и сгорели, на сто процентов застраховаться от пожара невозможно: «Пожар - это абсолютный кошмар. Музейные работники продолжают надеяться, что это их не коснется. Поэтому я сейчас всецело сочувствую коллегам из Амерсфорта и понимаю, сколь трагическим переживанием было для них стоять и наблюдать, как все рушится. Все музеи, разумеется, предпринимают различные меры предосторожности - сигнализации, пожарные перегородки, - но огонь может распространиться с такой скоростью, что любые меры окажутся бессильны».


Свидетели пожара жалуются, что пожарная бригада подъехала слишком поздно. Сами пожарные утверждают, что были на месте, как положено, через восемь минут. Известно, что основной причиной неудачи при тушении пожара в Музее Армандо было отсутствие в нем спринклерной системы.


Впрочем, Шарел Экс, директор знаменитого музея Бойманс Ван Бёунинген в Роттердаме называет спринклерные аппараты «антибиотиками, которые сжирают всё». Точно такого же мнения о спринклерах и куратор Музея города Гронинген Каспар Мартенс. «Спринклерные системы нередко срабатывают по ложной тревоге, и тогда музейным экспонатам также причиняется огромный ущерб. Остается лишь подсчитать вероятность пожара и вероятность такой ложной тревоги», - сказал он в интервью радиокомпании RTV - Noord .


Между тем, наши предки, гораздо чаще страдавшие от пожаров в деревянных домах, спринклерами не брезговали. Изобретение тушителей-разбрызгивателей принадлежит голландскому художнику из Харлема Яну ван дер Хайде. Человечество экспериментировало с различными разбрызгивательными системами тушения пожара уже давно: первые такие установки появились еще в Древнем Риме, однако все они сообщались с ручным насосом и были мало эффективны.


XS
SM
MD
LG