Верховный суд Киргизии, как ожидается, примет во вторник решение, которое определит, пройдут ли в парламент исключительно сторонники действующего президента Курбанбека Бакиева. Ряд международных наблюдателей подтвердили обвинения оппозиции о массовых фальсификациях в ходе голосования. Наблюдатели от СНГ серьезных нарушений не выявили, этой позиции придерживается и ЦИК. Обозреватель киргизской службы Радио Свобода Венера Джуматаева рассказала нам об особенностях переживаемого страной момента:
- Можно ли утверждать, что киргизский парламент станет однопартийным?
- Нет, еще пока нельзя так говорить. Хотя по предварительным результатам пробакиевская партия «Ак Жол» лидирует с 48% голосов, еще не подсчитаны все 100% бюллетеней. Второе место занимает оппозиционная «Ата-Мекен» с 8% голосов избирателей. По данным ЦИК, эта партия не смогла собрать 0,5% голосов в трех регионах (закон требует от партии пройти этот минимум в каждом регионе – РС). Но пропрезидентская партия «Ак Жол» еще раньше обратилась в суд с просьбой убрать этот порог. Завтра Верховный суд будет рассматривать это заявление. Если он снимет порог, «Ата-Мекен» может попасть в парламент.
- Чем мотивировано это обращение? Разве оно не противоречит интересам партии президента?
- Его действительно трудно трактовать. Но суды городского и районного уровня ранее уже отклонили это заявление. Есть версии, что завтра и Верховный суд отклонит его, но пропрезидентская партия в таком случае хотя бы сохранит лицо.
- Два года назад в Киргизии произошла «тюльпановая революция», в ходе которой от власти был отстранен тогдашний президент страны Аскар Акаев. Не превзошел ли нынешний глава государства своего предшественника по сосредоточенной в его руках власти?
- Он обладает не меньшей властью, чем Акаев владел в свое время. При этом политическая культура стала ниже. Наблюдатели заявляют, что выборы прошли очень грязно, было много подтасовок. Мы еще не успели получать данные из районов, как члены участковых комиссий подбрасывали бюллетени. Как заявила сегодня ведущее НПО, 40% избирателей в Бишкеке были исключены из списка, то есть они не нашли там свои фамилии. Они голосовали на этих участках уже 10-20 лет, приходят, а их фамилий нет просто. Сотни, тысячи граждан собирались в Бишкеке около судов, они требовали, чтобы им вернули их конституционное право, чтобы они могли голосовать. Да, политическая культура очень упала. Но люди по-прежнему очень активны, так что очень трудно сейчас говорить, какой будет парламент, какими окажутся результаты выборов.
- Будет ли оппозиция протестовать против «подтасовок»?
- Очевидно, оппозиция будет проводить акции, демонстрации, митинги. Ведущая оппозиционная партия «Ата-Мекен», которая номинально еще попадает в парламент, заявила, что не признает итоги выборов в любом случае, даже если ей дадут 40 или 50% голосов, они будут устраивать акции [протеста], будут судиться. Но оппозиция тоже потеряла в какой-то степени доверие людей , они говорят, ч то не верят уже всем политикам без различия. Лидеры некоторых оппозиционных партий заявляют сегодня, что выборы усилил раскол страны на Север и Юг. Если мы возьмем список пропрезидентской партии «Ак Жол», посмотрим, какие политики попадают в парламент по ее списку, то можно увидеть, что больше половины из них те же чиновники, те же представители культуры и различных отраслей, которые были у власти при Акаеве. Как многие говорят, только президент поменялся, а в основном власть, элита та же самая.