Согласно статистике, в США 5 миллионов православных. Рождественские службы прошли в понедельник в сотнях православных храмов по всей стране. Незадолго до праздников корреспондент Радио Свобода побывал в православном монастыре New Skete, который находится на севере штата Нью-Йорк, часах в пяти езды от города Нью-Йорка.
...Последние километры едешь постоянно в гору, и дорога становится все живописнее. «Вот там, - говорит брат Ставрос, - видите, хребты повыше, это уже штат Вермонт, а на север Змеиная гора». Почему православный монастырь называется New Skete, по-английски, а не по-русски - Новый Скит?
- Никто у нас не говорит по-русски, - говорит Ставрос, - все монахи - американцы. Предки некоторых приехали в США из Закарпатья и с Украины. Из России никого. Я пару лет учился в украинской семинарии.
В православной монастырской церкви служба идет по-английски, но поют иногда на старославянском… Разобрать непросто, но, кажется, это «Отче наш». В обычный день на службу сходятся человек 20-30, на Рождество приезжают более ста. А монахов здесь совсем немного – всего 9 человек. Старшим под 70, младшим к 50-и. Что привело их в православный монастырь?
- Многих американцев, как и меня, привлекла красота и торжественность литургии, старинные традиции монашества, - говорит мой спутник. - Оказала свое влияние и литература, например, Достоевский. Все это притягивало людей, по крайней мере, во времена моей молодости.
Мой собеседник высок ростом, крепок на вид и смотрится моложе своих 65-ти. 40 лет из них он провел в монастыре.
- Скажите, Ставрос, как давалось вам монашеское житье, особенно в молодости? Оторванность от мира, отсутствие семьи. Мне кажется, безбрачие и воздержание - это трудно вынести чисто физически…
- Да, это трудно. Но мы вознаграждены тем, что посвящаем жизнь Господу. Мы молимся утром и вечером. Конечно, мне хотелось бы возиться с внуками, видеть, как мой род продолжается, но я отказался от этого, сознательно пошел на жертву. Это тяжелое испытание, его выдерживают далеко не все. За сорок моих лет в монастыре отсюда в мир вернулись, по крайней мере, 10-15 человек.
Как будто для того, чтобы усугубить искушение, неподалеку от мужского монастыря расположен женский. Правда, монашки там тоже в годах. Хотя на вид крепки, как и монахи: сказывается работа в огороде, на пасеке. Монастырь закупает специальные сорта свинины и по какому-то секретному рецепту делает бекон. Говорят, при копчении особый аромат ему придает североамериканский орешник – hickory. Монашки пекут на продажу пироги, готовят торты. Но самая доходная статья – немецкие овчарки. Их держат в отдельно стоящем просторном помещении, здесь их и тренируют. В сувенирном ларьке – отлично изданные и написанные самими монахами книги: «Искусство воспитания щенка», «Я и моя собака». Эта и другая продукция монастыря есть в специальном 20-страничном красочном каталоге и в интернете. Цены на собак там не указаны, видимо, чтобы не испугать потенциального покупателя. Мне сказали, что до 4-5 тысяч. Так что клиенты у монастыря серьезные. На вырученные средства отстроена новая церковь с православным семиконечным крестом над луковкой. Рядом тоже почти новый странноприимный дом – монастырский отель. Комната с питанием стоит 50 долларов в день, что по американским меркам очень недорого. Богомольцы резервируют места за несколько недель.
- Ставрос, я понимаю - монастыри в XIX веке в российской провинции, добирались до них на лошадях. Но сегодня в Америке, извините, не странное ли это занятие – монашество?
- Я думаю, в сегодняшней Америке это контркультура, способ показать людям, что можно следовать Евангелию, а не гоняться за прибылью, не поддаваться всеобщему консьюмеризму. Вести простую жизнь, в центре которой – Бог.
Если кого-то привлекает такая жизнь - надо позвонить брату Амброзию и пройти собеседование. Затем следуют несколько трехдневных ознакомительных визитов. Потом подготовительный класс – полгода жизни в монастыре под надзором ментора. Затем на два года вы послушник – это испытательный срок. И только после этого вам могут разрешить дать обет послушания, бедности, чистоты и благочестия. Абитуриент должен быть старше 21 года, но моложе 50. Ему необходим общительный, дружелюбный характер. Ведь монастырь – это та же коммуна. Кто ей руководит?
- У нас есть настоятель, - говорит Ставрос. - Прежде был игумен, которого назначали пожизненно, а теперь – настоятель, которого мы выбираем на 6 лет.