Обостряется конфликт вокруг деятельности Британского совета в России. 14 января британский посол Энтони Брентон был вызван в МИД, где ему заявили о недопустимости возобновления работы региональных отделений Совета - после всех заявлений Москвы об их закрытии. В ответ на этот шаг, посол России в Лондоне Юрий Федотов был вызван в МИД Великобритании в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг Британского совета.
Сегодня этот конфликт обсуждался, в частности, в Госдуме, где эту тему поднял Владимир Жириновский. Он сказал, что деятельность Британского совета - это только прикрытие, что Британский совет - это филиал определенных структур Британии, созданных для того, чтобы мешать развитию России. Определеннее он не высказался, но все поняли этот намек - и в кулуарах также говорилось об этом, - имелась в виду шпионская деятельность.
Председатель Комитета по международным делам Государственной думы Константином Косачевым считает, что какие-то выводы о связях со шпионами Британского совета делать рано, но, так или иначе, по его мнению, российские действия против этой организации абсолютно обоснованны.
«Я не имею ни малейших сомнений в том, что наши претензии обоснованны. Более того, я досконально знаю, что эти претензии возникли не сейчас и не в связи с обострением российско-британских отношений. Они существуют на протяжении ряда лет и являются следствием достаточно очевидного хаоса, который существовал в отношениях России с другими государствами в 90-е годы, когда те или иные соглашения иногда готовились поспешно, писались, что называется, на коленке, а в дальнейшем даже и не выполнялись. В случае с Британским советом мы имеем лишь один документ - известное межправительственное соглашение 1994 года, подписывалось оно с нашей стороны министром Козыревым. Мы помним, какие документы тогда подписывались.
Это соглашение предполагает, а) что Британский совет не более чем агент, или партнер, по этому соглашению для российских властей, б) что стороны будут поощрять открытие на территории друг друга культурно-информационных центров (это все правильно), и в) что - самое главное - эти культурно-информационные центры, равно как и любая другая деятельность в рамках соглашения будет осуществляться в соответствии с законодательством страны деятельности. Это прямая норма. И то, что после этого, с 1994 года Россия и Великобритания так и не оформили статус деятельности Британского совета на российской территории, это упущение. Упущение еще тех лет, и Британский совет все эти годы с тех пор, как он открыл свое первое представительство на территории России, действовал, не имея под этим юридической основы.
Мне представляется, что российские власти на эту ситуацию должны были среагировать гораздо раньше. Хорошо, что они на эту ситуацию реагируют сейчас - лучше поздно, чем никогда. И еще раз повторю, эта ситуация абсолютно обоснованна с точки зрения российского законодательства, с точки зрения двустороннего соглашения между Россией и Великобританией 1994 года и с точки зрения общепринятых норм международного права».
Между тем, центральный офис Британского совета в Лондоне предоставил Радио Свобода свое заявление, в котором претензии российских официальных лиц полностью отвергаются.
«Британский совет зарегистрирован как налогоплательщик в России, наши название и логотип также зарегистрированы, и наша деятельность находится в соответствии с требованиями российских властей в области налогового и другого законодательства», - говорится в документе.
В заявлении Британского совета по поводу действий российских властей против его отделений в России есть и очень серьезная эмоциональная составляющая: «В этой ситуации не будет победителей. Наши сотрудники в России, любящие свое дело и профессионально его делающие, потеряют работу. Наши российские партнеры и потребители услуг потеряют возможность взаимодействовать с Британией и больше изучать друг друга. А молодежь и профессионалы в России и Соединенном Королевстве - следующее поколение людей, готовящихся стать лидерами в бизнесе и других областях жизни, - потеряют возможность подружиться и развить отношения, которые, в конечном счете, повысили бы уровень взаимопонимания между Россией и Британией».
Так или иначе, после вчерашнего вызова в российских МИД Энтони Брентона и сегодняшнего вызова в Лондоне российского посла конфликт обострился, и его развитие, скорее всего, еще и отразится на тех, кто работает в самом Британском совете в России.
Отделение Британского совета в Петербурге временно закрыто из-за действий российских властей. Вчера всех российских сотрудников петербургского отделения организации вызвали для беседы в ФСБ. Кроме того, директор петербургского отделения Британского совета Стивен Киннок также был задержан сотрудниками милиции: половины двенадцатого вечера 15 января его машину за нарушение правил дорожного движения остановили сотрудники ГИБДД. По словам сотрудников милиции Стивен Киннок проехал под знак «проезд запрещен». Когда милиционеры остановили директора петербургского отделения Британского совета, то, по их словам, от него шел устойчивый запах алкоголя. В британском консульстве корреспонденту Радио Свобода подтвердили факт задержания Стивена Киннока. Сам факт задержания сотрудники консульства считают незначительным, но они уверены, что в нетрезвом виде Стивен Киннок за рулем не мог быть совершенно точно.
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд выразил крайнюю обеспокоенность действиями российских властей: «Мы слышали накануне вечером и сегодня о весьма серьезных фактах давления на сотрудников Британского совета. Естественно, мы относимся к этому со всей серьезностью. Сегодня у меня состоится встреча с руководством Британского совета для обсуждения сложившегося положения. Любое давление или притеснение официальных лиц абсолютно недопустимо».