Андрей Шароградский: В январе-феврале в Нидерландах абитуриенты подают документы в университеты. Университетские города отличаются особой атмосферой - во многом благодаря старинным университетским братствам, сообществам. Попасть в члены такого сообщества нелегко, физически нелегко. И радости это вступление не доставляет. Хотя многих привлекает именно жестокость вступительной процедуры. О студенческих братствах рассказывает наш нидерландский корреспондент Софья Корниенко.
Софья Корниенко: Знаменитый фильм Пола Верхувена «Солдат Оранских» с Рутгером Хауэром в главной роли начинается со странной для непосвященного зрителя сцены: несколько хорошо одетых мужчин издеваются над молодым главным героем. Фильм поставлен по воспоминаниям героя нидерландского Сопротивления Эрика Рулфземы. По всей видимости, это местные фашисты мучают Эрика, - подумает, вероятно, иностранный зритель. Однако действие начинается еще до нападения Гитлера на Нидерланды, в конце 30-х. Актеры играют студентов Лейденского университета, членов студенческого братства, которое теперь носит название Virtus Concordia Fides , а в то время называлось Minerva . Правда, на самом деле, сцена снималась в здании студенческого братства Phoenix Дельфтского университета, потому что старинное здание Минервы сгорело в 59-м году. В завязке сюжета изображено ни что иное, как испытание старожилами новичка, желающего вступить в студенческое братство. Этот ритуал в Голландии называется ontgroening (дословно – «развенчание зелени»), а во Фландрии - doop («крещение») и объединяет в себя все испытания, которые вступающий в студенческую организацию проходит за две недели «принудительного инструктажа», то есть до «инаугурации» – официального посвящения в члены организации. Как правило, испытания новичка сводятся к ряду унизительных заданий, которые способен выдержать только по-настоящему заинтересованный кандидат.
Отрывок из свидетельства 17-го века: Единственным занятием, которому студенты отдаются целиком и с наслаждением – это взаимные побои и испытания новичков в (незаконных) студенческих братствах.
Софья Корниенко: Это отрывок из свидетельства 17-го века, из архива Королевского университета города Гронингена – второго после Лейденского старейшего в Голландии университета, основанного в 1614 году. А вот что написано в более позднем источнике:
Отрывок из более позднего документа: В 18-м веке вновь появились группы студентов, практикующих ритуальные испытания новичков, несмотря на тщетные запреты университетского руководства.
Софья Корниенко: Традиционные ритуальные испытания попали под удар лишь в 60-е и 70-е годы прошлого столетия – наряду с прочими традициями, их массово отвергли студенты-бунтари. Отчасти это было связано с тем, что заметно потеряли в популярности и сами студенческие сообщества: отпугивать потенциальных членов истязаниями на время стало невыгодно. Отчасти – с аллергией на проявления элитизма: ведь в сообщества изначально принимали только знатных мужчин. Впрочем, в 60-е годы студенты позволяли себе даже захват университетских зданий. Вот отрывок из тележурнала 69-го года, когда студенты Амстердамского университета захватили его административный корпус – старинное здание Maagdenhuis , бывший приют для сирот-католичек .
Отрывок из тележурнала 1969 года: На амстердамской площади Спау – тишина, полиция окружила Махденхаус, административный корпус Амстердамского университета, который заняли студенты. Единственный способ попасть внутрь здания – через библиотеку и церковь, расположенные за ним. Из церкви, которая также служит в качестве университетской аудитории, студенты проложили мост-перекладину в окно административного корпуса и таким образом оставались в контакте с окружающим миром. Большинство студентов находятся в холле. Сюда же пришел поговорить с ними писатель Харри Мюлиш. Иные студенты уединились в кабинете ректора и там совещаются о дальнейшей тактике. Захват здания – это элемент борьбы за расширение участия студентов в принятии решений на всех уровнях.
Софья Корниенко: Впрочем, песня детей цветов и революционеров быстро оборвалась. Наступили более жесткие 80-е, и студенческие сообщества вновь приобрели авторитарные черты.
Обряд испытания новичков нередко становился причиной судебных разбирательств и скандалов. Братство Minerva , в котором состоял «Солдат Оранских» и вовсе началось со скандала. В 1839 году лидерам братства пришлось сложить свои полномочия, и на них даже были заведены уголовные дела. В конце 20-го века безопасность новичков, вступающих в студенческие сообщества, была закреплена на общенациональном уровне. Так, например, во время выездной «подготовки» им должен быть гарантирован семичасовой сон и запрещается употребление алкоголя. Эти правила были введены после того, как в Гронингенском университете в 1997 году погиб студент первого курса Райнаут. Ему пришлось выпить слишком много йеневера – можжевеловой водки. Усилился контроль за всеми студенческими сообществами Гронингенского университета: его руководство ввело ряд ограничений, которые быстро переняли и другие университеты. Однако, эти меры оказались слишком слабы перед силой круговой поруки и обетом молчания – элементами интригующей игры, в которую так нравится играть некоторым студентам.
Девушка, член студенческого сообщества: Это нельзя снимать. Это – студенческое сообщество.
Молодой человек, член студенческого сообщества: Не важно, что мы на улице. Зачем вы снимаете испытания? Хотите переслать кому-то?
Софья Корниенко: Еще одно гронингенское сообщество оказалось в центре неприятной истории совсем недавно, в 2005 году, и вновь потому, что очередной несчастный новичок слишком много выпил. На этот раз – воды, около 6 литров. Молодой человек пролежал в коме два дня. В 2000 году на первые страницы газет попала студенческая организация Роттердама. На этот раз жертвой стал племянник знаменитого в Голландии комика Юпа ван эт Хека: бедного племянника старшие студенты окунали головой в унитаз. Дядя не преминул случаем разместить несколько красноречивых колонок в ведущих изданиях. Самая популярная мера наказания, на которую идут университеты в случае скандала, - замораживание финансирования студенческих сообществ. В 2002 году было наказано сообщество Утрехтского университета, которое, кстати, так и называется - Unitas , от латинского слова «единство». В конце прошлого года Делфтский университет урезал финансирование на следующий учебный год одному из городских студенческих сообществ, после того как отец измученного и морально подавленного новичка опубликовал во влиятельной газете «Волкскрант» статью с подробностями об издевательствах, которым подвергся его сын. В частности, мальчику не давали спать и заставили разжевать и проглотить целое сырое яйцо. На интернет-сайте, посвященном испытаниям новичков, недавно появились также сообщения о том, что в Гронингене каждого кандидата заставляют проглотить по живой аквариумной рыбке. С недавних пор среди журналистов вошла в моду инфильтрация в ряды новичков, с целью разоблачения зловредных мучителей.
Софья Корниенко: Однако студенты-первокурсники – или «нули», как их принято уничижительно называть во время подготовки к вступлению в сообщества, - далеко не всегда подвергаются бесполезным издевательствам. Нередко им приходится в качестве испытания, нарядившись в клоунские костюмы и измазав гримом лицо, убирать город или помогать какой-нибудь благотворительной организации. В сентябре часто можно встретить целую толпу таких клоунов, старательно орущих гимн своего будущего сообщества. За дни испытаний новички часто успевают крепко подружиться, именно в эти дни формируются так называемые jaarclubs , клубы студентов-ровесников. Девушки и юноши, как правило, организуют отдельные клубы. «Нулям» еще долго приходится носить отличительные знаки на одежде, их еще подолгу просят подать напитки или прикрыть окно. Они также обязаны посещать частые студенческие попойки, чтобы получше перезнакомиться между собой. Так продолжается до тех пор, пока не наступает торжественный день «инаугурации», а точнее несколько дней, в которые принято устраивать самодеятельные спектакли и опять – много пить.
Софья Корниенко: Если вы подумали, что после вступления в ряды студенческого сообщества мучения новобранцев заканчиваются, то вы ошибаетесь. Внутри сообщества продолжается борьба, сравнимая с карьерной борьбой в какой-нибудь крупной корпорации. Непременно нужно войти в комиссию или клуб, или на худой конец – поселиться в студенческом общежитии при сообществе. Все это означает повторный ритуал прохождения испытаний. Закрытость мероприятий внутри сообщества, над которыми уже никакие университетские правила не властны, приводит к неумеренности во всем.
Сегодня в любом университете есть много студентов, которые решили ни в какие сообщества или братства не вступать, считая уклад и порядки в этих организациях проявлением снобизма. Однако сообщества остаются неотъемлемым элементом в живописной и липкой от пива студенческой жизни, и даже в архитектуре студенческих городов, где на стенах часто можно увидеть гербы и трофеи сообществ давно минувших лет.