Первый вице-премьер Дмитрий Медведев в пятницу представил в Красноярске план экономического развития России на ближайшие годы. Этот документ, по оценке экспертов, является частью его программы на выборах президента страны. Приоритетом работы российских властей в перспективе должно стать обеспечение свободы во всех ее проявлениях, в том числе и в экономике, заявил вице-премьер. В частности, государство в своей работе должно сосредоточиться на четырех основных направлениях - развитии «институтов, инфраструктуры, инноваций и инвестиций».
Можно ли сказать, что в программе Дмитрия Медведева появилось что-то радикально отличающееся от политики нынешней власти? На этот вопрос РС отвечает экономический эксперт Ирина Ясина:
- Я бы тут сделала акцент на том, что по сравнению с политикой, которая проводилась, там действительно много нового, но по сравнению с тем, что декларировал в свое время президент Путин, там нового немного. Если бы президент Путин за годы своего правления сделал то, что декларировал, нашему будущему президенту Медведеву не пришлось бы повторять то же самое еще раз. Все эти разговоры про институты, инфраструктуру, инновации, инвестиции, все это велось, просто ничего не делалось. К сожалению, последние четыре года, то есть второй срок президента, реформы были забыты, то есть не про какие институты речи не шло. Инфраструктура тоже, инновации - про нанотехнологии стали говорить, инвестиции нам обеспечивали западные инвесторы, и слава богу, спасибо им за это, но сами мы особо не рыпались. Но самое главное, что мы остановили полностью реформу в области институтов, то есть здравоохранение, пенсионная реформа, образование, судебная система - все это приходило в упадок постепенно.
- Вновь ставится задача радикального снижения административных барьеров. Насколько это сейчас мешает развитию экономики? И вообще, что за последние годы здесь удалось сделать?
- Да ничего и не пытались! То есть были, конечно, декларации, были какие-то попытки на уровне Министерства экономического развития, но они останавливались сразу же при выходе за стены министерства. Если это получится, если эти административные барьеры будут когда-либо снижены, замечательно. Мешает это страшно. Ведь на самом деле ничего более не мешает, чем эти вещи. Бороться с ними надо, но, что называется, начните с себя, господа руководители.
- Еще одна задача, о которой говорил Медведев - снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и инвестиций в человеческий капитал. Действительно ли власти заинтересованы в инновационной модели развития российской экономики или пока бюджет наполняется нефтедолларами, незачем думать об инновациях?
- Если они думают о будущем, а человек, находящийся на столь высоком посту, молодой и амбициозный, должен думать о будущем страны, он должен в хорошем смысле слова хотеть войти в историю, не вляпаться, а войти, чтобы его вспоминали: вот, при нем произошел прорыв, мы действительно стали лучше, больше и замечательнее...
Но теперь давайте поговорим, как соотносится снижение налогов и стимулирование инвестиций, вот этих вот инноваций. У нас в принципе сейчас достаточно много денег, у нас тем не менее очень много бедных людей и преимущественно это бюджетники. Значит, когда мы говорим о том, что нам нужно повышать их уровень жизни, мы все-таки должны понимать, что платить зарплату бюджетникам из Стабфонда или из золотовалютных резервов мы не можем, мы должны платить их из бюджета, а значит, в бюджете должно быть больше денег. А в бюджете больше денег только за счет налогов. Поэтому когда мы снижаем налоги, мы должны думать о том, что наши бюджетники остаются без повышенных заработных плат и так далее. Мне кажется, что в первую очередь мы должны стимулировать инновации за счет снижения этих самых административных барьеров, коррупции, взяток, этого распространенного сейметода вхождения власти в капитал и так далее.