Первый вице-премьер правительства и кандидат в президенты Дмитрий Медведев представил в пятницу на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» свою программу развития страны на четыре года. Одной из главных задач правительства Медведев считает построение мощной и самостоятельной финансовой системы, которая в перспективе станет одним из столпов финансовой стабильности в мире.
На вопрос, что мешает выполнению этой задачи, и почему рубль пока не стал одной из ведущих валют в мире, в интервью Радио Свобода ответила старший аналитик «Альфа-Банка» Наталья Орлова:
- Мне кажется, здесь речь не только про рубль, а еще про желание создать на базе российских финансовых рынков, бирж какую-то региональную площадку. Безусловно, валюта является важной составляющей. То есть если говорить про рубль, то несмотря на валютную либерализацию, которая у нас была законодательно оформлена несколько лет назад, конечно же, мы еще далеки от того, чтобы рубль стал по факту конвертируемой валютой, чтобы эту валюту можно было покупать и продавать в любой другой стране мира достаточно свободно. Здесь решающую роль играет структура российского экспорта и очень жесткая привязка российского экспорта к нефтяным доходам. Ну, а второй момент, что касается создания финансовой региональной площадки на базе российских бирж, то тут тоже очень много ограничений, которые связаны просто с тем законодательством, которое в России регулирует рынок ценных бумаг. У нас достаточно большие сроки регистрации, достаточно существенные риски, которые иностранные компании не готовы на себя брать. Опять-таки, качество судебной системы. Это все институциональная среда, которая, безусловно, является препятствием.
- Дмитрий Медведев декларировал еще одну задачу - запустить инструменты долгосрочного рефинансирования банковской системы, чтобы была возможность пользоваться длинными деньгами. Как вы считаете, это реально в сегодняшних условиях?
- Здесь, видимо, тоже две подзадачи. Первая задача - это удлинение сроков сбережений в экономике, потому что, безусловно, у нас сейчас длинные ресурсы сконцентрированы в Стабилизационном фонде и, если мы говорим про депозиты населения, просто сбережения частного сектора, то эти средства а) не очень существенны, б) достаточно короткие, они не позволяют российским банкам предоставлять достаточно длительные кредиты. А второй момент - в связи с необходимостью развивать систему рефинансирования - связан с тем, что у нас, в общем-то, нет внутреннего рынка госдолга или корпоративного долга, у нас, по сути, нет объемного рынка ценных бумаг, под который банки могли бы рефинансироваться. Это связано в целом с тем, что в экономике не очень развиты еще финансовые услуги, не очень развиты долговые рынки и, безусловно, их развитие будет необходимо и с их развитием система рефинансирования также сможет стать более адекватной.
- А что для этого надо сделать и сколько времени на это может потребоваться?
- По поводу времени, я думаю, что это вопрос не одного года. А по поводу того, что нужно сделать, здесь, безусловно, как я уже отметила, речь - об изменении законодательства, хотя бы о том, чтобы у нас переход права собственности на ценные бумаги происходил в более сжатые сроки, адекватные срокам, которые в других странах приняты. Здесь, безусловно, речь идет о том, что в целом уровень риска, прозрачность российской экономики должна быть выше, но это касается закона о банкротстве, это касается административных барьеров, то есть в целом правил ведения бизнеса. Когда риски в бизнесе снижаются, тогда инвесторы готовы легче покупать ценные бумаги, они требуют меньшую премию за риск.
- Ставится также уже традиционная задача - повышение инновационной составляющей экономики. Но все-таки в условиях того, что нефть дорогая, бюджет пополняется очень прилично, какие должны быть стимулы для того, чтобы инновационная составляющая экономики все-таки увеличивалась?
- Мне кажется, что изменение структуры вполне можно пробовать инициировать мерами налоговой политики. В частности, мера по снижению НДС выглядит достаточно интересным предложением, потому что в ситуации высоких цен на нефть, конечно же, главная проблема, которая встает перед правительством, связана с тем, что по-прежнему очень большие средства отчисляются в Стабилизационный фонд. То есть государство как бы увеличивает свои сбережения, с другой стороны, по сути, изымая эти деньги из экономики. И сейчас дискуссия сводится к тому, каким способом экономике эти деньги можно отдать, нужно ли это делать через снижение налоговой нагрузки, это оптимальный вариант, или через увеличение госрасходов, или через какое-то финансирование государственных проектов. Собственно, снижение налоговой нагрузки - это, наверное, самый рыночно ориентированный и самый прямой путь к диверсифицированной экономике.