В Москве на Славянской площади состоялся митинг протеста против захвата здания Московского дома скульптора, на который претендует вновь образованный Фонд межгосударственного гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Конфликт длится около месяца, скульпторы готовы возобновить приостановленную голодовку, если их Дом не будет освобожден.
На митинг в защиту Дома скульптора пришли около пятисот человек. Молодые люди держали в руках затянутые черным целлофаном картонные макеты скульптур: «А это у меня плакат? — говорит один из участников митинга, скульптор Савенков Илья. — "Венера" — мировое культурное наследие, которое в нашей стране, видимо, не нужно. Завернута она поэтому в черные тряпки. Это показывает отношение нашего государства к искусству — не хотим знать, не будем знать, ничего не видим, ничего не слышим. Я пришел на этот митинг поддержать борьбу своих товарищей за Дом скульптора. Поэтому я и здесь, и все мы».
«А это плакат о защите культуры и скульпторов, в частности», — говорит участница митинга.
— Почему « Венера » в военном камуфляже?
— Потому что приходится защищаться. Это несчастье со скульпторами. Мы — книжные графики. Мы пришли тоже выразить свою солидарность, потому что мы находимся практически в таком же положении.
— А вы книжный иллюстратор?
— Да, иллюстратор детской книги, в основном. Меня зовут Юлия Понипартова.
— Что это у вас в руках?
— Это скульптура. Я ее назвала «Стыдно»! Стыдно за ситуацию, которая происходит. Она такая красная, голова напряженная. Мы хотели все прийти со скульптурами сюда, но так как технически это сложно (провезти, проехать), поэтому обошлись плакатами.
Участник голодовки скульптор Борис Черствый говорит, что митинг напоминает ему 1917 год. Говорит участник голодовки, академик, скульптор Александр Цигаль: «Просто мысль пришла насчет 1917 года неслучайно. Были аналогии с 1917 годом. Это тревожно, конечно. Такого еще в истории России, пожалуй, не было. Художники — люди очень дикие. Они сидят в мастерских, ни с кем не общаются. Их очень сложно раскачать. Сама ситуация, конечно, нас вынуждает выходить на улицу. Мы будем это делать. Мы поднимем тысячи людей. Мне кажется, что власть должна над этим очень крепко задуматься.Сегодня мы митингуем. Мы уже поголодали, теперь уже митингуем. Борис сказал, что это первый случай, когда голодают академики. Неправда. Андрей Дмитриевич Сахаров, как известно, тоже голодал в Горьком. Но конфликт, который не пытаются каким-то образом остановить и решить проблему, начинает закатываться дальше. Хотя Михаил Ефимович сказал в одном из интервью, что знает, кто стоит за всеми этими выступлениями художников. Для нас это тоже не секрет. За этим стоит полное бездействие министра культуры, наплевательское отношение. Вот что за этим стоит».
Председатель объединения московских скульпторов Иван Казанский поражен недавно сделанным заявлением Михаила Швыдкого: «За этим стоят особые силы и иные цели, кроме спасения Дома скульптора. Как можно?! Это что, дальше что — ГУЛАГ что ли? Как дальше-то понимать? Что за иные цели?»
— А резолюцию куда будете направлять?
— Резолюцию... Куда? Путину, Медведеву. Кому мы еще можем? И в Госдуму обязательно.
Как сообщил Иван Казанский, глава правительства России Виктор Зубков уже направил телеграмму участнику конфликта, организации «Росимущество», с предложением в пятидневный срок начать переговоры со скульпторами.