О задержании журналистки российского журнала New Times Натальи Морарь в московском аэропорту «Домодедово» стало известно в среду утром. Гражданка Молдавии Морарь прилетела в Москву вместе со своим мужем и коллегой Ильей Барабановым, их брак был зарегистрирован 23 февраля. Однако в аэропорту супругов остановили пограничники.
«Они долгое время изучали мои документы в кабинете, я стояла за дверью. А потом вышли и сказали, что мне запрещен въезд в Российскую Федерацию, и я буду сейчас отправлена обратным рейсом в Кишинев. Сказали, что "у нас есть предписание о непропуске вас на территорию Российской Федерации, мы ничего не знаем, дана команда сверху". Все попытки наши узнать, что за команда сверху и кем она дана, безуспешны. То есть никто до сих пор нам так и не сказал, чья это команда, кто является ее инициатором, кто подписал документ. Нам просто говорят, что дана команда сверху, и все, и меня не пускают», - рассказала Радио Свобода Наталья Морарь.
В декабре прошлого года Наталье Морарь, которая на законных основаниях работала в Москве и возвращалась из командировки в Израиль, уже было отказано во въезде на территорию России, рассказал ее адвокат Юрий Костанов: «Никакого решения о ее нежелательности ей никто не сообщал. Ей просто сказали, что "мы вас не пускаем, потому что вы представляете угрозу..." - а дальше расшифровки нет. Они просто сослались на пункт 1-й статьи 27-й закона о въезде и выезде. Что конкретно имеется в виду, ей так никто и не объявил. Она имела здесь место жительства и постоянную работу. У нее еще полгода длилось ее разрешение на проживание в России. И для того чтобы эти полгода сократить, чтобы досрочно аннулировать разрешение, надо было, чтобы было принято соответствующее решение, и она была уведомлена, ей предоставлена возможность судебного обжалования, и она имела право здесь жить, пока суд не примет решения такого».
Адвокату Костанову, кстати, сегодня так и не позволили пообщаться со своей доверительницей. Его просто не допустили в нейтральную зону аэропорта «Домодедово». Пограничники и сотрудники аэропорта мотивировали свои действия тем, что территория, на которой в данный момент находятся Наталья Морарь и ее муж, не является территорией Российской Федерации, и, следовательно, действие российской Конституции на нее не распространяется. По мнению сотрудников аэропорта, они не обязаны обеспечивать на этой территории право на защиту, которая гарантирована Конституцией любому лицу независимо от гражданства. Адвокат намерен обжаловать действия пограничников.
Тем временем Наталья Морарь и ее супруг Илья Барабанов остаются в аэропорту: «Сейчас мы здесь вдвоем. Пограничники с нами уже не контактируют, они просто за нами наблюдают, присматривают. Никаких новостей, никто на нас больше не выходит. Мы заявили: либо Наташу все-таки пустят в страну и здравый смысл возобладает, либо мы хотим, чтобы к нам приехал сюда кто-то из компетентных сотрудников службы экономической безопасности ФСБ России (эта служба занималась делом Наташи после ее декабрьской высылки) и объяснил, почему Наталья Морарь является угрозой обороноспособности и национальной безопасности государства», - рассказал Радио Свобода Илья Барабанов.
Между тем, российское агентство ИТАР-ТАСС распространило сообщение со ссылкой на сотрудника аэропорта о том, что Наталья Морарь согласилась покинуть Россию завтра утром. Илья Барабанов назвал это сообщение «полной чушью».
13 марта в Мещанском суде Москвы пройдут предварительные слушания по жалобе Натальи Морарь на действия представителей российских властей, запретивших ей въезд на территорию Российской Федерации.