Лидер петербургского «Яблока» Максим Резник был задержан в ночь с 2 на 3 марта, а затем – арестован. Заместитель главного редактора газеты «Дело», политолог Дмитрий Травин убежден, что арест Максима Резника – это показательная акция устрашения:
- Конечно, по большому счету, логика властей непонятна. Предположить такого никто не мог. Но это укладывается в общую линию, связанную и с делом ЮКОСа, и делом Европейского университета, некоторыми другими делами. Логика здесь может быть следующая: власть не хочет хватать всех подряд или закрывать все подряд, но после таких вещей многие будут бояться. Люди будут чувствовать, что в принципе им всегда могут устроить провокацию, даже если они не сделали чего-то особо страшного.
- Этот арест может стать каким-то таким консолидирующим фактором в Петербурге для оппозиции? Сможет она объединить петербургских оппозиционеров?
- Боюсь, что это вообще вопрос не очень актуальный, поскольку демократическая оппозиция в Петербурге, в общем, как и в целом в России, сегодня очень слабая. Уже и объединять-то почти некого. «Яблоко» с СПС, вообще-то, в Петербурге раньше жили неплохо. Здесь не было таких противоречий, как на уровне, скажем, Явлинский-Чубайс. Поэтому теоретически, конечно, они могут еще более сплотиться. Но это настолько слабые силы, что практического значения это уже не имеет.
- По каким причинам питерское «Яблоко» ведет себя так особенно в структуре всей партии? Есть какие-то специальные причины, по которым у них установились приятельские отношения с СПС, а на уровне федеральных советов эти партии никак не могут договориться?
- Главные проблемы в значительной степени связаны с тем, что Явлинский остался по своим взглядам в далеком прошлом. В Петербурге некоторое время назад сменились поколения в руководстве «Яблока». Резник – довольно молодой человек. Он решает проблемы сегодняшние, а не вчерашние или позавчерашние. СПС в Петербурге невероятно слабый, какой-то своей линии в Питере иметь не может. Если обновились поколения, и если нет каких-то ярко выраженных линий вчерашнего дня, объединяться легче в противостоянии сегодняшним властям.
- Эта особая линия поведения петербургского «Яблока» может привести к какому-то коренному обновлению этой партии или к возникновению какой-нибудь новой политической группы хотя бы на городском уровне?
- Похоже, что шанс устроить серьезный переворот в «Яблоке» очень невелик, особенно сейчас, когда Резник арестован. Но этот арест Резника очень важен в том смысле, что теперь в Петербурге фактически определился более или менее известный демократический лидер. Арест в этом смысле сыграл на пользу Максиму Резнику.
- Кто его соперники – Сергей Гуляев или кто-то еще?
- Да, в какой-то момент явно выделился Гуляев, когда он на первом «Марше несогласных» ровно год назад выступал с речами, залезал на думскую башню и так далее. Потом он ушел в национализм. Это резко подорвало его авторитет среди демократов. «Союз правых сил» вроде держится особняком, но поскольку в нем нет никаких лидеров (сейчас руководить прислан Леонид Гозман из Москвы), то СПС, в общем, тоже посматривает на более сильные фигуры. Есть демократы старой волны, которые авторитетны, но которые сегодня уже не занимаются политикой. Есть еще «яблочники» старой волны, которые, правда, быстро теряют свой авторитет. Арест наиболее энергичного и живого Максима Резника делает его фактически лидером всей этой ситуации.