В четверг совет Государственной Думы России проводил слушания по статусу Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Эти самопровозглашенные республики просят Москву признать их независимость. Слушания проходили за закрытыми дверями. На них присутствовали лидеры трех непризнанных республик. После встречи в Москве вчера представители этих автономий заявили о намерении добиваться международного признания совместными усилиями.
В итоге парламентских слушаний о признании независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья разработан проект рекомендаций, который еще будет дорабатываться в думском Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками. Ключевой в нем является, по мнению экспертов, фраза о необходимости смены формата отношений России с этими непризнанными республиками, что предполагает, в свою очередь, так называемый «отложенный статус» и возможное открытие дипломатических миссий республик в Москве. Подробнее об итогах слушаний рассказал глава думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский: «Предложения звучали в ходе состоявшихся слушаний совсем различные, порой диаметрально противоположные, но тем не менее комитету Государственной Думы по делам СНГ поручено на следующей неделе доработать тот проект рекомендаций, который был подготовлен к данным слушаниям, посмотреть возможность включения туда тех предложений, которые поступили в ходе выступления участников и принять его в окончательном варианте. Тогда он, соответственно, из проекта станет уже официальными рекомендациями данных слушаний для правительства Российской Федерации, для Федерального собрания и для субъектов федерации. В первую очередь хотелось бы сказать, что мы будем настойчиво предлагать правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос и предпринять какие-то шаги по изменению формата взаимоотношений с указанными непризнанными республиками». Островского смущает название «непризнанные республики»: «Мне хотелось бы, чтобы в ближайшее время данное название изменилось. Это не означает, что будет это связано с немедленным признанием данных территорий, но тем не менее переход к такому понятию международного права, как отложенный статус данных республик, можно было бы, наверное, сделать, это было бы логичным. Более того, на слушаниях я предложил правительству рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территориях трех непризнанных республик, и, как это прозвучало из уст представителя МИД, министерство готово рассмотреть такую возможность. Более того, мы считаем необходимым изменить формат торгово-экономического сотрудничества с указанными республиками, и первый шаг в этом направлении уже сделан. Как известно, недавно наша страна вышла из соглашения 1996 года, установившего экономическое эмбарго над республикой Абхазией. Были предложения немедленно признать указанные республики, были предложения не признавать эти республики и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, но все едины в том, что формат отношений нужно менять».
Глава думского комитета не сомневается, что определенные шаги в этом направлении будут сделаны: «Я надеюсь, по рекомендациям данных слушаний правительство изменит формат торгово-экономического, военно-политического сотрудничества с указанными республиками, возможно, предпримет какие-то иные, дополнительные шаги. Также Федеральному собранию Российской Федерации, а именно Государственной Думе, предложено рассмотреть буквально на следующей неделе проект заявления Государственной Думы по факту, рассмотренному на парламентских слушаниях. Я думаю, что в понедельник состоится внеочередное заседание Комитета по делам СНГ, где мы рассмотрим данный проект заявления, во вторник внесем его на совет Государственной Думы, и на одном из заседаний на следующей неделе данное заявление будет Государственной Думой рассмотрено и, я уверен, поддержано».
Депутат Государственной Думы Сергей Марков предложил свое понимание так называемого «отложенного статуса»: «Я думаю, абсолютно очевидно, что отложенный статус означает, что сейчас проблема окончательно решена не будет. Мы говорим о казусе Косова, о том, что это прецедент - ведь прецедент не только в том, что Косово объявило о своей независимости, и не только в том, что США, Германия, Франция признали это. Прецедентом Косово является и в том смысле, что Косово не станет в ближайшее время нормальным общепризнанным независимым государством. Россия и многие другие страны не позволят Косову стать ни членом Организации Объединенных Наций, а значит ни членом ЮНЕСКО, ни членом Международного Олимпийского комитета, ни членом Международного валютного фонда, Мирового банка и прочее, и прочее. И Россия в этом смысле постарается с помощью других государств ящик Пандоры все-таки до конца не открывать. Поэтому отложенный статус означает, что мы будем решать вопрос о признании-непризнании Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья тогда, когда этот вопрос будет стоять очень жестко и четко. Не исключено, что он может быть спровоцирован какими-то другими событиями… Ну, известна позиция очень многих российских политиков, что Грузия, если хочет идти в НАТО, то уйдет туда без Абхазии и Южной Осетии. И это многими очень поддерживается».