Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 17 марта - руководитель Амстердамского барочного оркестра и хора, органист, клавессинист и дирижер Тон Коопман. Его оркестр, считающийся лидером так называемого движения аутентистов, впервые в истории дал единственный концерт в Москве.
Тону Коопману 63 года, он родился в голландском городе Цволле. Учился игре на органе и теории музыки в Амстердаме. Барочный квартет основал в 1979 году, в 1992-м году к нему присоединился хор. Один из самых грандиозных проектов Коопмана - запись в аутентичном звучании всех кантат Иоганна Себастьяна Баха. Владелец звукозаписывающей компании "Антуан Маршан". Обладатель многочисленных профессиональных наград.
О человеке Радио Свобода говорит музыкальный критик газеты "Ведомости", оперный блоггер русской версии журнала "Роллинг Стоун" Ирина Ролдугина.
Ирина Ролдугина: Многие предпочитают говорить не аутентизм, а исторически информированное исполнительство. Это определенные приемы игры, характерные как раз для такого исполнения аутентичного. Это игра на струнах без вибрата, предпочитают музыканты играть не просто на струнах железных, а на струнах жильных, каковы были распространены в XVIII веке. Как правило, предпочитают музыканты играть на полтона ниже, поскольку считается, что именно так исполняли музыку в XVII - XVIII веках. Обычно это меньшие по составу оркестры, как в случае с Тоном Коопманом, всего, например, семь скрипок в ансамбле. Естественно, вокал тоже несколько отличается, они поют без оперной густоты в голосе и голоса их более сфокусированы. Невозможно было, например, еще 10 лет назад представить, что Коопмпан может приехать в Россию. Но сейчас это произошло и, конечно, несомненно, это историческое событие для любителей барокко российских.
Некоторые считают, что даже если мы будем играть на старинных инструментах, на жильных струнах, то мы все равно никогда не сможем приделать себе ухо слушателя XVIII века, культура слушания у нас совершенно другая уже, современная. Отчасти это мода, несомненно, и многие дирижеры, которые специально даже не занимаются аутентичным исполнением, они иногда в своих программках: сегодня мы будем исполнять аутентичную, скажем, оперу Генделя. Вместе с тем существуют профессионалы, как Коопман, которые занимаются именно историческим исполнительством и не отходят от этой линии. Многие считают, что вообще аутентизм возник, когда накопилась, скажем так, критическая масса интерпретаций. Например, многие произведения исполнялись в XVIII веке одним образом, а далее они исполнялись в эпоху классицизма другим образом, в эпоху романтизма третьим образом. Естественно, в XX веке уже исполнение иногда совершенно не сочеталось с задумкой композитора. Возник аутентизм, как своего рода очистка произведений от каких-то напластовок, которые происходили в XIX - XX веке. Меняется не только какая-то философия подхода к произведению, в частности технологии.