Вопрос признания Россией Абхазии и Южной Осетии не снят с повестки дня. Вчера депутаты парламента Северной Осетии приняли повторное обращение к руководителям Федерального собрания с просьбой признать независимость грузинских автономий.
Президент Абхазии Сергей Багапш считает, что ее признание лишь дело времени:
- Вопрос идет, он не останавливался. Мы вопрос о своей независимости заявили еще 15 лет назад, после окончания войны. Если Соединенные Штаты признали Косово, ну… это их дело, считать [ли] это универсальным случаем. Мы так не считаем. Поэтому мы ставим эти вопросы перед Россией и другими странами не в отместку США или еще кому-то, а потому что наши народы (Абхазия и Южная Осетия – РС) независимость заслужили по праву. В Абхазии всегда была государственность. Мы являлись союзной республикой во время образования Советского Союза, и потом Сталин и Берия нас потихонечку перевели в состав Грузии на правах автономии. Поэтому для нас это просто вопрос времени и спокойного, мирного, правового решения вопроса.
- И в советское время каждые десять лет Абхазия ставила вопросы о том, чтобы выйти из состава Грузии. Конечно, толчком всему послужила война. Решение абхазского народа одно - в составе Грузии мы больше находиться не будем, будем строить свое независимое государство.
Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили полагает, что надеяться на такой исход у Сухуми нет никаких оснований:
- Из Абхазии изгнано на сегодняшний день около 400 тысяч человек. Это первое. Второе, никто не заинтересован в признании независимости. Первым долгом, конечно, это вопрос будет поставлен в Российской Федерации, но мне кажется, что как раз РФ этого не сделает, потому что это не в ее интересах. И, в-третьих, я думаю, что в мире все-таки существует справедливость и справедливость требует того, чтобы все беженцы и временно перемещенные лица, которые были изгнаны из Абхазии, вернулись бы домой, принимали бы участие в ее судьбе.
- Большинство этих людей живут в условиях, которые несовместимы с человеческим достоинством. Это трагедия Грузии, и эта трагедия должна быть решена. Из Абхазии изгнано и 30 тысяч абхазов, много греков, [людей] других национальностей, в том числе и русских. И не собираются возвращать не только грузин в Абхазию, но и другие национальности, у которых была собственность и у которых есть право на возвращение.
Президент Абхазии соглашается с необходимостью возвращения беженцев. Он полагает, однако, что эта задача уже в значительной степени решена:
- Мы одна из немногих точек горячих во всем мире, которая вернула назад порядка 65 тысяч беженцев. Сегодня в Абхазии живет 65 тысяч человек грузинской национальности. Если брать Косово, то такого нет. В этом плане мы придерживаемся очень четко базовых соглашений с грузинской стороной при посредничестве друзей генерального секретаря [ООН] и Российской Федерации .
Затягивание возвращения переселенцев к родным очагам не единственная претензия Тбилиси к Сухуми. Министр Якобашвили называет и проблемы контрабанды, «и не просто хорошей контрабанды, то есть безвредной, если такая бывает, но идут и наркотики, идет и оружие. У нас очень много таких фактов. Поэтому держать эти конфликты в таком замороженном состоянии и играть в какие-то политические игры – аморально».
Президент Абхазии же находит тезис о криминализации находящейся под его управлением территории смехотворным: «Это чистая идеология. Поверьте, мы находимся под надзором наблюдателей ООН и военных наблюдателей, всевозможных общественных, гуманитарных организаций, и такого и близко нет».
В Москве началось заседание совета министров иностранных дел СНГ, на котором будет обсужден вопрос о назначении нового командующего коллективными силами Содружества, осуществляющими миротворческую миссию на территории Абхазии. На этот пост выдвинута кандидатура генерал-майора Сергея Черномырдина.