Ссылки для упрощенного доступа

«Роспуск ООН представить трудно». Россия заступилась за Объединенные Нации


В Кремле о кризисе ООН не говорили, говорили о расширении партнерства
В Кремле о кризисе ООН не говорили, говорили о расширении партнерства

Россия считает ООН ключевым элементом международной системы безопасности. Об этом заявил в среду президент России Владимир Путин, встречаясь в Москве с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Пан Ги Мун впервые посетил Россию в этом качестве. О темах, которые он намерен затронуть в беседах с российским руководством, Пан Ги Мун рассказал перед поездкой в интервью Радио ООН:


«Во-первых, мы будем обсуждать вопрос о расширении и углублении партнерства ООН и России. Нам нужно много поговорить о мирном процессе на Ближнем Востоке. Как я понимаю, российские власти всерьез рассматривают и обсуждают со всеми сторонами процесса идею проведения мирной конференции по Ближнему Востоку в Москве в первой половине этого года. Я поддерживаю эти инициативу. Очень важно наращивать тот мирный процесс, начало которому было положено в Аннаполисе в ноябре прошлого года. Также мы обсудим вопрос о ситуации в Косове».


В Москве Пан Ги Муна приняли тепло, несмотря на то, что некоторое время назад призывы к нему России вмешаться в ситуацию с объявлением Косово о независимости остались без ответа. Избранный президент Дмитрий Медведев проявил себя как истинный поборник международного права и сохранения существующего миропорядка:


«Мы считаем, что все разговоры о кризисе ООН или каких-то проблемах ни на чем не основаны. Напротив, объединенные нации должны всемирно поддерживать и развивать эту универсальную площадку согласования интересов. И всякого рода попытки решения международных вопросов, которые идут вразрез с принятыми резолюциями ООН, в частности, как было по Косово, некоторым другим актуальным вопросам современной жизни, являются контрпродуктивными».


Действующий президент Владимир Путин, встретившийся с генсеком после своего преемника, сказал то же самое, но более кратко: «Отношения Российской Федерации с ООН носят самый тесный характер. Россия не только страна основательница ООН, но и самая активная участница всех процессов, которые в ООН происходят. Мы постоянно находимся в Совете Безопасности».

В Советском Союзе, той стране, которая действительно учреждала ООН, этим фактом гордились, хотя в народе и распевали песенку «У Пегги жил наивный слон, он написал письмо в ООН». Временами объединенные нации возглавляли люди с яркой харизмой, например, предыдущий генсек Кофи Аннан. Его наследника главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает скорее администратором, чем политическим деятелем.:


«То, что во главе ООН стоит именно такой человек, отражает реальное состояние организации. Кофи Аннан был, может быть, последним на ближайшую обозримую перспективу генсеком, который пытался реформировать ООН. Ведь два-три года назад идея реформирования встала. В практическом плане были созданы всякие группы - консультационные, экспертные. И даже, в конце концов, был принято решение, которое назвали "реформированием". Но просто он моментально столкнулся с тем, что он же ничего не может. Генсек ООН как функция ничего не может сделать сам. Он может все делать только в случае соглашения при каких-то обстоятельствах членов Совбеза, а при каких-то вообще большинства Генассамблеи. И вот ему сразу дали по рукам все, кто только можно, как только он попытался хоть кого-то сдвинуть с имеющихся позиций. На этом реформирование закончилось.
И после него уже ни о чем подобном даже и не помышляют, потому что это бесполезно. А если так, то зачем там нужен яркий человек? Яркий человек должен олицетворять нечто, что работает. Если орган выполняет больше технические функции, то генеральный секретарь становится техническим чиновником».


Федор Лукьянов тем не менее уверен, что ООН по-прежнему невозможно заменить:


«Несмотря на очевидный кризис процесса принятия решений, выработки решений в Совете Безопасности ООН, пока нет ни одной организации и ни одного формата международного, который мог бы по влиятельности и, главное, по степени легитимности сравниться с ООН и ее Советом Безопасности. Конечно, во многом это инерционно. Но при этом трудно себе представить при любом развитии событий, скажем, роспуск ООН вообще. Поскольку мы-то обычно фокусируемся на Совете Безопасности, как некоем символе той политической власти, которой обладают ведущие державы, а ООН - это, во-первых, совершенно уникальное место. Это единственная международная организация, где представлены все, и все имеют право голоса и могут сказать. Во-вторых, это просто совокупность огромного количества профильных агентств, которые занимаются массой полезных вещей».


В Москве Пан Ги Мун намерен встречаться не только с властями, но и со студентами. В четверг он прочтет лекцию в одном из столичных вузов.


XS
SM
MD
LG