Ссылки для упрощенного доступа

Рынок дальней телефонной связи в России либерализуется


Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, фото ТАСС
Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, фото ТАСС

С 1 января 2006 года в России формально началась либерализация рынка дальней телефонной связи: междугородных и международных переговоров. Теперь не только государственная компания «Ростелеком», но и частные компании, получившие лицензии на оказание этих услуг, могут предоставлять их корпоративным и частным абонентам по всей территории России. Однако, как прогнозирует министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, на российском рынке уже в недалеком будущем из ныне существующих компаний останется не более половины.


Руководитель аналитического управления финансовой корпорации «Уралсиб» Константин Чернышев, прогнозируя перспективы развития рынка, отмечает, что хотя «Ростелеком» и остается основным игроком на рынке дальней связи — и в силу некоторых законодательных ограничений, и в силу самой структуры рынка, — но 20-25 процентов рынка дальней связи уже контролируется другими операторами: «Это и IP -провайдеры, и операторы (например, "Транстелеком", "Голдентелеком"). Напрямую или косвенно, но, тем не менее, часть трафика дальней связи уже отошла этим операторам де-факто. А де-юре он будет поделен с начала 2006 года, после вступления в силу новых нормативных актов рынка связи».


Константин Чернышев считает, что «Ростелеком» потому в значительной степени оправдывает свое название монополиста, что он является основным оператором дальней связи для абонентов межрегиональных компаний связи, которые контролируют основную массу розничных абонентов телекоммуникационного рынка, то есть квартирных абонентов.


Первые лицензии на оказание услуг дальней телефонной связи в России были выданы в июле 2005 года. Теперь владельцев таких лицензий уже почти полтора десятка. Но почему из них в итоге может остаться не более половины, как прогнозирует министр связи Рейман? Конкуренция или какие-то другие факторы?


С точки зрения начальника аналитического отдела «Альфа-банка» Андрея Богданова есть некая формальность в либерализации рынка дальней связи: «Она готовилась достаточно быстро, и инфраструктура в России не совсем была подготовлена для быстрой и эффективной либерализации в том виде, в каком она планируется по европейским стандартам. Соответственно, не так много компаний в России могут реально быть операторами дальней связи и конкурировать с "Ростелекомом". Я думаю, что реально их будет, может быть, 5-6 компаний (здесь я согласен с господином Рейманом), которые смогут на рынке присутствовать серьезно, остальные каким-то образом или исчезнут, или будут поглощены более крупными компаниями».


Леонид Рейман, рассуждая о том, сколько на этом рынке может остаться компаний, напомнил, что по условиям предоставления лицензии, ее обладатель обязан создать собственные сети дальней связи, охватывающие всю территорию России и что это по силам лишь немногим компаниям.


Константин Чернышев поясняет слова министра: «К аждая компания не должна строить собственные сети. Имеется в виду, что оператор дальней связи должен иметь присутствие во всех 88 субъектах Российской Федерации и иметь инфраструктуру, собственную или арендованную, для пропуска трафика между этими субъектами».


И в Соединенных Штатах, и в Европе, и особенно в Японии все больше становится компаний — операторов IP -телефонии, предоставляющих услуги дальней телефонной связи на основе интернет-технологийи. Подобных компаний уже немало и в России, особенно на местном уровне. Их услуги самые дешевые на этом рынке, они быстро набирают клиентов. Если иметь в виду саму стратегию реформирования отрасли телефонной связи, следует задаться вопросом: останется ли в новой структуре место для самостоятельных IP -операторов?


Андрей Богданов считает, что IP -телефония не определяет принципиально новый тип оператора: «Это только технология передачи голоса соответствующими условиями. Раньше в России были официальные операторы, которые должны были нести определенные затраты по определенным тарифам. Были также операторы IP -телефонии, которые зачастую полулегальными путями осуществляли свой сервис и получали достаточно хорошую прибыль. Я думаю, в дальнейшем планируется, что просто IP -телефония останется как технология, которая будет использоваться всеми легальными операторами, имеющими соответствующие лицензии, и она просто вольется в другие технологии, предоставляемые операторами телефонной связи. Это будет просто один из видов услуг и технологий, которые компания предоставляет. Не будет противопоставления двух разных рынков — IP -телефонии и рынка традиционных операторов, который был исторически в России».


Тарифы на услуги дальней телефонной связи в России сегодня слишком завышены, чтобы покрывать убытки компаний от заниженных тарифов на услуги местной связи. На вопрос, как могут измениться тарифы на услуги дальней связи уже в самое ближайшее время, в 2006-2007 году, Андрей Богданов ответил: «Вряд ли можно ожидать сильного роста тарифов на местную связь. Но, скорее всего, они будут повышены в случае успешной приватизации "Связьинвеста". Что касается тарифов на услуги дальней связи, — несомненно, существует перекрестное субсидирование: оно необходимо в случае роста тарифов — по крайней мере, до уровня покрытия себестоимости и получения минимальной прибыли. К тому же реприватизация рынка дальней связи, какой бы она ни была, реальной или суррогатной, все-таки приведет к давлению на тарифные планы операторов, которых будет достаточно много, по крайней мере, 15 — по числу выданных лицензий. Поэтому мы думаем, что в среднесрочной перспективе тарифы на дальнюю связь, несомненно, будут падать, но мы не ожидаем какого-то резкого падения сразу после либерализации. Грядущая либерализация не будет идентична той, что происходила в Европе. Тарифы будут падать не резко и не сразу. А тарифы на местную связь будут расти, но тоже не резко и тоже не сразу. Это в большой степени зависит от "Связьинвеста", от его приватизации».


XS
SM
MD
LG