Во вторник в Москве сотрудники милиции заблокировали квартиру с 17 активистами коалиции «Другая Россия». Вечером активисты оппозиции были намерены выйти на акцию вопреки предупреждению властей. Мэрия отказала «Другой России» в проведении шествия в центре Москвы, сославшись на то, что избранное оппозицией место уже предоставлено для проведения других мероприятий.
…Утро 6 мая, Москва, метро «Коломенская». Кленовый бульвар, 9, корпус 2, квартира 35. Это съемное жилье активистов «Другой России», намеренных выйти вечером на акцию протеста в центре столицы. Мэрия Москвы шествие на Чистых прудах не разрешила, хотя по статье 31 Конституции «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Другая норма Основного Закона (ст. 22, пункт 1) гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность. Но закон законом, а жизнь жизнью. Правоохранительные органы изобрели новую форму ограничения этой самой свободы - блокирование жилья. Сотрудники милиция дежурят непосредственно у квартиры или возле подъезда и ждут, когда объект наблюдения покинет жилье. Тогда их уже на основании пункта 2 той же 22-й статьи задерживают и препровождают в отделение. Максимально возможный срок задержания составляет 48 часов, - как раз то, что нужно, чтобы не допустить проведения несанкционированного мероприятия.
При этом служители правопорядка вовсе не ожидают спокойно своих «клиентов» у квартиры. Как рассказал РС заблокированная на Кленовом бульваре активистка «Другой России» Мария Коледа, «началось все в 9 утра. К нам приехала милиция, начала ломиться в квартиру. Мы решили не выходить. Стало немного страшно, все-таки неизвестные ломятся. Милиция пообещала вызвать ОМОН и МЧС. До сих пор их нет. Милиции очень много у подъезда, в подъезде. Нас 17 человек. Мы сидим в квартире. Нам крюком с крыши разбили окно, когда мы просто высунули футболку с символикой в окно. Мы хотим отсюда выйти и имеем на это полное право. А милиция нам просто не дает выйти. Если мы выйдем, она пообещала нас задержать».
По словам нашей собеседницы, свои действия милиционеры объясняют тем, что оппозиционеры имеют какое-то отношение к «найденному неподалеку трупу».
Все это уже было. 3 декабря 2005 аналогичным образом милиция удерживала в квартире сторонников Эдуарда Лимонова. Как вспоминает ставший тогда свидетелем событий Александр Аверин, «аналогичным способом была заблокирована моя квартира, где находилось пять человек. Мы полутора суток провели в осаде. Сотрудники милиции пытались взломать дверь. Но после того, как подъехал депутат Госдумы Виктор Алкснис, отказались от своего требования. Сначала сообщили, что в моей квартире находится 10 украинцев, которые готовят взрывчатку для подрыва Мосгордумы. Потом, слава богу, милиция отказалась от этих заявлений».
Г-н Аверин обжаловал тогда действия правоохранителей в прокуратуру Москвы – с нулевым результатом. «Здесь еще довольно культурно. Иногда они просто вламываются в квартиру, не обращая внимания на наличие или отсутствие ордера», – отмечает он. Политик советует оказавшимся в подобном положении не открывать двери без предъявления ордера и создавать максимально широкую огласку происходящего, вызывая правозащитников, журналистов, адвокатов.
По сообщению представителя «Другой России», во второй половине дня сотрудникам милиции удалось открыть дверь блокированной квартиры. Марш несогласных было решено не проводить, «чтобы не подвергать излишней опасности» оппозиционеров.