В Москве, Саратове, Курске или Владивостоке, где бы вы ни были – добро пожаловать на «Джаз на Свободе». Сегодня на нашей афише: Мэри-Лу Уильямс, Ууди Хэрмэн и Рэд Гарлэнд.Lady’s first:
· Round Midnight
ДС: - RoundMidnight, «Вокруг Полночи», пьеса, прославившая Тэллониуса Монка. Пианистка, чье девичье имя Мэри ЭлфрИда Скраггс, миру джаза известная, как Мэри-Лу Уильямс. Не смотря на то, что, ее много записывали на пластинках на 78 и 33 оборота, она менее популярна, чем ее современники. А меж тем она написала сотни композиций и аранжировок для Эллингтона, Лансфорда, Армстронга, Дорси, Хайнза и Гудмэна. Она была среди первых энтузиасток бопа, сохраняя при этом в идеальной чистоте свой дикси-и-свинговый стиль. Среди ее друзей были Диззи Гиллеспи, Тэллониус Монк и Чарли Паркер. На самом деле сами джазмены считают ее самой влиятельной женщиной джаза.
Она родилась в мае (1910 года) и покинула нас в мае – 27 лет назад. Мэри-Лу была самоучкой и первый свой концерт, как и герой нашей прошлой программы, Киз Джаррет, дала в шесть лет. Начиная с шести лет она зарабатывала на жизнь для сестёр и братьев, играя на праздниках и вечеринках. Конечно же и её звали "thelittlepianogirl»…
В пятнадцать лет ей довелось играть с Дюком Эллингтоном…
В шестнадцать она играла на джэм-сэшн с группой McKinney's Cotton Pickers, на часах было три утра и в дверь вошел – Луи Армстронг. Мари-Луи вспоминала позже, что Сатчмо склонился над ней слушая ее игру, затем поднял ее и расцеловал… В эпоху Свинга она была самой известной композиторшой. Ее самой знаменитой пьесой была Roll ‘Em, буги-вуги на блюзовой основе.
Бенни Гудмен мечтал подписать с ней эксклюзивный контракт, но она была слишком независимой… В послевоенные годы она играла в даунтауне Манхэттена в Café Society и одновременно вела по радио - мастер-класс.
Вот еще одна пьеска с Мэри-Лу Уильямс за роялем. Имена участников ритм-группы стерло время…
· Fandangle
ДС: - Fandangle (Фэндэнгл), Безделушка, дурачество, но дурачество в блестящем ритме и на уровне великолепного таланта Мэри Луи Уильямс…
От фортепьяно к кларнету и к знаменитому бэнд-лидеру. Некоторые его путают с Гудмэном, а зря….
· Wild apple honey
ДС: - Wildapplehoney, «Мёд диких яблок», композиция Ууди Хэрмэна, он же на кларнете. Трубы: Дик Коллинс, Джон Хоуэлл, Эл Порчино, Чарли Уолп, Бил КастАнь’нИно. Сай Туф – басовый тромбон. Тромбоны: Дик Кэнни и Киз Мун; тенор-саксофоны: Дэйв Мэйддэн, Дик Хэйфэр, Бил Пёркинс. Джэк Ниметц – баритон-саксофон; Нэт Пирз – рояль; Рэд Кэлли – контрабас и Чак Флорз – ударные. Запись – 7 сентября 54 года. Город Ангелов: Лос-Анджелес…
Вудроу Чарлз Хэрмэн появился на свет в Милуоки, штат Ви’скон(т)син, 16 мая 1913 года. Подростком он пел в водевильных спектаклях, в 15 лет взял в руки саксофон…
Он начинал в оркестрах Гаса Арнхэйма и Айшема Джоунса. Когда Айшем Джоунс решил покинуть оркестр, лидерство перешло к Ууди Хэрмэну.
Всего у Хэрмэна было три собственных оркестра, которые он называл не джэз-бандами, а «стадами», herds. Первое стадо записывалось на «Коламбии», потому что Хэрмэну нравился студийный звук – студия размешалась в помещении бывшей церкви и акустика была церковная с блуждающими эхо-эффектами.
К 46 году оркестр Ууди Хэрмэна завоевал премии Даунбита, Метронома, Биллборда и Эсквайэра.
Игорь Стравинский написал для оркестра знаменитый EbonyConcerto – (Эбэни Контчэрто), который был исполнен «стадом» в первый раз 25 марта 1946 года в Карнэги Холле. Но вскоре он распустил «первое стадо», так как жена его слишком пила и вместе с ней стал посещать общество «Анонимных Алкоголиков». Как он писал, среди членов Общества, он обнаружил почти всех своих музыкантов…
· Laura
ДС: - Laura, Рэскина и Мэрсэра – лейтмотив фильма Отто Премингера того же названия. Оркестр Ууди Хэрмэна, февраль 45 года. Вокал – самого лидера оркестра, пардон, «стада» - Ууди Хэрмэна…
Во «второе стадо» входила знаменитая четверка саксофонистов – «Четыре Брата»: Зут Симз, Хёрби Стьюард, Серж Чалов и Стэн Гетц. Не менее знаменитые джазмены прошли через «второе стадо» - Эл Кон, Джин Эммонс, Лу Ливи, Оскар Петифорд, Тэрри Гиббс и Шэлли Мэнн. В 74 году Удди Хэрмэн появился на ТВ с Фрэнком Синатрой и «Новым громоподобным стадом»…
Но оставшееся время я хочу посвятить вот этому любимцу Майлза Дэйвиса:
· St.Louis Blues
ДС: St.LouisBlues, Уильяма Хэнди. Трио пианиста Рэда Гарлэнда: Сэм Джоунс – контрабас и Арт Тэйлор – на ударных. Гарлэнд так же принадлежит к майскому урожаю джазменов. Он появился на свет 13 мая 1923 года в Далласе, штат Техас. Но Гарлэнд начинал как боксер. Он был чемпионом полусреднего веса и в свое время отправил на ковер самого Шуга(р) Рэй Робинсона.
Он принадлежал к знаменитой школе пианиста почти неизвестного современным фанам -Милта Бакнера, который породил и Нэт-Кинг-Коула, и Джоржа Ширинга и Реда Гарлэнда. Это школы игры аккордными блоками и я еще к ней вернусь.
Скажу лишь напоследок, что Майлз Дэйвис (сам боксер) обожал легкий touch, прикосновение к клавишам, Рэда Гарлэнда. Это напоминало ему стиль Ахмэд Джамаля, его кумира-пианиста, который, однако, не горел желанием играть с Майлзом.
Вот под занавес Гарлэнд в составе квинтета Дэйвиса. Классика Роджэрса и Харта –
· My Funny Valentine
ДС: My Funny Valentine, МойЧудакВалэнтайн. Рэд Гарлэнд – рояль с квинтетом Майлза Дэйвиса. Майлз – труба, Колтрэйн – тенор, Чэмбэрс – контрабас Филли Джо Джоунс – ударные.. Ноябрь 56 года. Студия Руди Ван Гелдэра, Нью-Джёрзи.
Подкаст «Джаза на Свободе» вы найдете на сайте svobodanes.ru. На следующей неделе – Гил Эванс и его оркестр. Чао, бай-бай