Ссылки для упрощенного доступа

Турецкие власти призвали цыган к цивилизованной торговле


Цыгане, традиционно торгующие цветами в Стамбуле, не рады реформам Эрдогана. Не рады реформам и многие горожане
Цыгане, традиционно торгующие цветами в Стамбуле, не рады реформам Эрдогана. Не рады реформам и многие горожане

Власти Стамбула объявили войну нелегальным уличным продавцам цветов. Турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган заявил, что стамбульских цветочников необходимо учить цивилизованному капитализму. Поскольку всем цветочным бизнесом в городе в последние десятилетия владеют только цыганские семьи, не желающие подчиняться новым правилам, эта тема приобрела дополнительную общественно-социальную остроту.


Более пятидесяти лет цыгане заправляют в Стамбуле всем цветочным бизнесом. Приезжают затемно на лошадиных повозках, доверху загруженных корзинами цветов. Облюбовав оживленный перекресток, цыганки в шальварах и наспех повязанных пестрых косынках бойко зазывают клиентов. Среди букетов ползают цыганские дети, малолетние цыганские девочки собирают увядающую цветочную листву. По словам цыганки Айнур, это единственный вид заработка для ее семьи: «Я продаю цветы с двенадцати лет. Много цветов привозим из Анталии, от родственников, которые заняты их разведением. Первыми появляются ромашки в феврале. Их приходится собирать в горах. У нас много покупателей. Турки любят цветы, вот только не хотят много за них платить».


В крайне политизированной Турции каждому цветку придают особый смысл. К мавзолею основателя турецкой республики Мустафы Ататюрка возлагают красные гвоздики. Националисты маршируют по улицам города с ромашками в петлицах. В память о былом величии и силе Османской империи близ правительственных зданий традиционно высаживают любимый цветок султанов - тюльпан.


Особое место занимает роза, любимый цветок Пророка. В центральной Анатолии, которую турки называют родиной роз, тянутся километры розовых плантаций самых редких сортов. Сезон роз начинается в начале мая, и традиционно дорогой цветок стремительно падает в цене. Темнолицые курды с охапками кроваво красных роз выходят прямо на автобаны. К вечеру, не успевая продать все, спешно раздают увядающие розы бесплатно.


В мае, с началом сезона свадеб, мужчины делают признание в любви с розой в руках, рассказывает журналист молодежного издания Айше Илькнур: «Раньше самые красивые розы были у греков, которые торговали ими в центре Стамбула. В семидесятые годы бизнес перешел к цыганам, большинство греков покинули город после того, как турецкие войска заняли северную часть Кипра. Вообще, “Гюль” (роза) довольно распространенное женское имя, означающее покорность, красоту, хорошее воспитание. “Стамбульской розой” называли Тансу Чиллер, бывшую в восьмидесятых годах премьер-министром Турции. Однако эта роза иногда показывала шипы и отличалась крутым нравом. Тансу активно преследовала лидера курдских сепаратистов Абдуллу Оджалана. В конце правления Тансу обвинили в коррупции и миллионных взятках. Народ отвернулся от нее. Роза увяла».


Со времен падения Византийской империи цветочный бизнес контролировали «румы», так называли стамбульских греков, потомков жителей Византии. Самым удачливым оказался Йорго-эфенди, по прозвищу «Цветок», который сколотил целое состояние на поставках цветов в Долма-Бахче – резиденцию последнеготурецкогосултана. Он основал Цветочный пассаж, где торговцы обедали, заключали миллионные цветочные контракты, наблюдали за хорошенькими цветочницами, русскими эмигрантками из Советской России. Голубые фиалки в руках у продавщиц имели особый смысл. Этот цветок означал доступность. Усатые турки уводили девушек в комнаты близлежащих дешевых гостиниц, восхищенно цокали языками и говорили «карашо». Несмотря на плохую репутацию, русские цветочницы диктовали всю стамбульскую моду, считает родившаяся в Стамбуле дочь «белых русских» Вера Пакер: «В то время была мода ходить с вуалькой. Так вот, наши девушки обрывали подол и вешали его на шляпку. Турчанки стали копировать такие манеры. Наши женщины шили модные платья по вечерам из остатков бабушкиного гардероба, который привезли из России».


В последние годы цветочный бизнес приносит ощутимую прибыль. Среди цыган появились даже «цветочные бароны», обогатившиеся за счет продажи цветов. В отличие от кочующих соплеменников, они ведут оседлый образ жизни, разъезжают на дорогих иномарках, строят многоэтажные особняки, отправляют детей учиться в Европу.


Это вызывает раздражение у местных властей, которые решили взять под контроль всех стамбульских цветочников. Новый проект под названием «Цветочный киоск» лично одобрил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, который заявил, что надо «обучить капитализму» каждого цветочника. Каждому из них выдадут в аренду в аренду специальный киоск стоимостью около двадцати тысяч долларов, который должен быть установлен вдали от мест скопления людей. Чтобы научить цветочников азам бухгалтерии, в мэрии организованы двухмесячные курсы. Однако большинство торговцев цветами не умеют писать и читать. По словам цыганки Фюсун, она никогда не посещала занятий в школе: «Мне пятьдесят пять. Работаю на этой улице с четырнадцати лет. Думаю, что мне уже поздно учиться. К тому же, наша семья не сможет платить аренду - около тысячи долларов в месяц. Мы только зарабатываем на хлеб. Я, например, зарабатываю на улицах не более шестидесяти лир, где-то около пятидесяти долларов. Думаю, что многие цыгане будут вынуждены покинуть стамбульские улицы».


Власти установили на центральных стамбульских улицах около тысячи цветочных киосков. Каждый такой киоск, унылого серого цвета, напоминает пивной ларек эпохи развитого социализма. Непрезентабельный внешний вид не устраивает и стамбульских флористов, которые собрали более тысячи подписей в защиту свободной продажи цветов. Попытку ограничить продажу цветов они называют наступлением на демократию, которое совершают далекие от искусства партийные чиновники.


XS
SM
MD
LG