Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. 50 лет победы в Каннах фильма "Летят журавли"


Кадр из фильма "Летят журавли", 1957
Кадр из фильма "Летят журавли", 1957

14 мая показом мистического триллера «Слепота» бразильского режиссера Фернандо Мейреллеса открывается 61-й международный Каннский фестиваль

Андрей Шарый : 14 мая показом мистического триллера «Слепота» бразильского режиссера Фернандо Мейреллеса открывается 61-й международный Каннский фестиваль. В конкурсной программе 22 фильма , в том числе новые фильмы Вима Вендерса, Стивена Содерберга, Клинта Иствуда, Барри Левинсона. Жюри в этом сезоне руководит американский актер и режиссер Шон Пенн.

В главном конкурсе российских картин, в отличие от прошлого года, нет. В программе «Особый взгляд» будет демонстрироваться лента Сергея Дворцевого «Тюльман», а в программу «Неделя критики» включена картина Валерии гай-Германики «Все умрут, а я останусь». Алексец Герман представит нарезку из своего фильма по роману братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Мастер-класс пройдет в так называемом российском павильоне, который открывается впервые в истории Каннского фестиваля. В этом павильоне на кинофоруме этого года вспомнят и о знаковой для отечественного кино дате – 50-летие победы на фестивале в Канне фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Это первая и последняя победа Советского Союза и России в главном конкурсе Каннского фестиваля. Так что, «Летят журавли» остаются сегодняшним фактом. У микрофона мой коллега Петр Вайль.

Петр Вайль : Бог его знает, как будут отмечать юбилей Каннской победы фильма «Летят журавли», единственной пока победы российского кино в Канне. Насколько широко, кто именно отметит. Но, вообще-то, правильно, справедливо. Надо же представить себе время – 1958 год. С одной стороны, свежа память о войне и благодарность Советскому Союзу за спасение от нацизма, с другой – вовсю «холодная» война, уже 12 лет. Всего два года назад танки прокатились по Будапешту.

Обмен угрозами, нагнетание вооружения, испытание ядерных бомб, чудовищные советские чиновники на международных форумах, угрюмые, хмурые, в одинаковых черных костюмах с широкой мотней, а тут чистейшая беспримесная лирика режиссера Калатозова, оператора Урусевского, актера Баталова. И главное, пожалуй, Татьяна Самойлова – ее игра и само ее лицо из тех, которые не разгадать. Бывает очень редко такая таинственная красота. Тут она потрясла всех. После каннского успеха Самойловой предложили сниматься в роли Анны Карениной с Жераром Филипом (Вронским) за 10 лет до той Анны, которую она все-таки сыграла на родине. Играть за границу, естественно, не пустили. В каком-то престижном французском опросе она опередила Софи Лорен. Грегори Пек, приехавший в Москву, сказал, что украдет Самойлову. Ее прятали. Поверили. Это ее настоящий ряд – Жерар Филип, Софи Лорен, Грегори Пек.

Дикость ситуации заключается в том, что победа на Каннском фестивале, по сути, спасла «Летят журавли» на родине. Хрущев назвал Веронику, героиню Самойловой, шлюхой. Она там, в самом деле, изменила жениху, который сражался на фронте. Красиво так изменила, патетически, под грохот бомбежки и аккорды Бетховена. Но все равно нельзя. Однако зрительский успех был такой, что даже высшая власть отступила.

А за границей Татьяна Самойлова все-таки сыграла – в социалистической Венгрии в фильме «Альба Регия». Заработала денег, привезла в Москву «Оппель».

Фрагмент фильма «Летят журавли»

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG