Ссылки для упрощенного доступа

«Галлиполийское сидение». В Турции открыт мемориал Белой армии


Несмотря на тяжелые условия, солдаты и офицеры Белой армии продолжали поддерживать военную готовность. Парад русских войск в Галлиполи в 1921 году
Несмотря на тяжелые условия, солдаты и офицеры Белой армии продолжали поддерживать военную готовность. Парад русских войск в Галлиполи в 1921 году

В турецком городе Гелиболу открыли мемориал Белой армии. Его открытие приурочено к событиям 1920-х годов — в этом местечке в течение нескольких лет проживали более двадцати тысяч россиян, покинувших родину вместе с остатками Белой армии. Здесь нашли свое последнее пристанище более четырехсот русских офицеров и членов их семей. Почтить их память приехали сотни людей: деятели культуры, писатели, историки, художники. Из разных стран мира прибыли потомки русских эмигрантов-галлиполийцев.


В память об усопших на далекой чужбине отслужили панихиду. Председатель попечительского совета Центра национальной славы России Владимир Якунин, что мемориал — это не просто памятник на месте захоронения русских людей: «Это инструмент врачевания ран, нанесенных тяжелыми историческими обстоятельствами, которые продолжаются по сей день».


Сохранились документальные кадры отъезда белоэмигрантов из Севастополя. После окончания Гражданской войны почти 150 тысяч русских покинули родину: старики, женщины, дети, но в основном солдаты и офицеры из частей армии Врангеля. Из Крыма отправились около 150 военных и торговых судов. Старые пароходы были переполнены, люди пересекали море, стоя на палубе, плотно прижавшись друг к другу.


Сын русских эмигрантов Григорий Черепенников, родители которого прибыли в Турцию на одном из военных судов, вспоминает рассказы родных о революции: «Многие русские офицеры, слава Богу, спаслись. Когда революция началась, к нам сразу пришли. Мы тогда жили на Фонтанке. Они захотели денег. Дедушка сказал: "Берите, сколько хотите". Они начали стрелять в дедушку, прострелили ему колено. Пуля прошла над маминой головой, сожгла волосы. Дядю одного убили. И двоюродных братьев, двоих или троих, тоже убили. Пять или шесть человек там погибло».


На территории мемориального комплекса открыли музей. Фотографии тех времен передали потомки русских эмигрантов. На старых фото — вся жизнь палаточного города, который турки шутя называли русским государством на берегу Дарданелл. На Галлиполийском полуострове разместился наиболее многочисленный, первый армейский корпус генерала Врангеля общей численностью более 30 тысяч бойцов. Именно здесь из последних сил готовили царский трон для ставшей уже советской России. Представитель русского культурного центра в Стамбуле Лиина Кылыч рассказала об открытии мемориала: «Приезжали потомки галлиполийцев, наших русских офицеров. Была одна русская женщина из Женевы, Елизавета. Она показала мне фамилию своего родственника на монументе. Она говорит, что помнит поле, где стояли русские лагеря. И они продолжали свои военные занятия на плацу, продолжали поддерживать военную форму».


Денег едва хватало на табак и кусок пресной турецкой лепешки. Питались в основном консервами, которые присылали французские союзники. Суровые погодные условия в первую зиму унесли сотни жизней. Умирали от недоедания, разных болезней, кончали с собой. Турецкий историк Мехмет Кылыч вспоминает, что в тяжелый период русским военным, как могли, помогали местные жители: «Простые турки проявили к русским беженцам искреннее участие. Старые турчанки приносили горячую еду, теплые вязаные носки, лечебные травы и мед. В Стамбуле при переходе по мосту через Золотой Рог со всех брали плату, а русских пропускали бесплатно, сочувствуя».


Последние галлиполийцы покинули лагерь в мае 1923 года. Терпя лишения и голод, многие продолжили свой путь сначала на Балканы, а потом в Западную Европу и Америку. Перед отъездом на военном русском кладбище соорудили символический памятник. Каждый принес по одному камню, образовался большой курган. Памятник простоял около тридцати лет, однако был разрушен во время землетрясения. Более пятнадцати лет общественные организации пытались возродить русский некрополь, однако официальный Стамбул не давал разрешения. Мемориал на месте русского кладбища начали восстанавливать лишь в прошлом году. Мэр Гелиболу Джихат Бингель заявил на открытии мемориала, что «галлипольское сидение» сегодня считается символом офицерской стойкости и мужества:«Тысячи русских туристов захотят увидеть места, где жили их предки, и посетят этот памятник и музей. Муниципалитет выделил земельный участок площадью около девятисот квадратных метров в районе старого "русского кладбища". Все работы выполнила турецкая строительная компания. Первый камень в основание памятника был заложен в январе прошлого года».


На высоком кургане блестит на солнце металлический крест. На белой мраморной доске сия ют золотые буквына русском и турецком языках: «Упокой, Господи, души усопших. Своим братьям-воинам в борьбе за честь Родины, нашедшим вечный покой на чужбине».


XS
SM
MD
LG