Ссылки для упрощенного доступа

Что «перегревает» экономику России


Инфляция в России в мае составила 1,4%, а в целом за пять месяцев с начала года – 7,7%
Инфляция в России в мае составила 1,4%, а в целом за пять месяцев с начала года – 7,7%

В последнем докладе Всемирного банка об экономике России, представленном в Москве в начале недели, отмечается, что «ряд признаков дают основание ставить вопрос о потенциальном перегреве российской экономики». К ним авторы доклада относят ускорение экономического роста и инфляции, повышение коэффициента использования трудовых ресурсов, высокую степень использования производственных мощностей, а также стремительный рост номинальной зарплаты, который превышает и инфляцию, и рост производительности.


Как вообще определить, что такое «перегрев» экономики? Обычно под этим понимается особый случай инфляции – рост цен при высоком экономическом росте, поясняет сотрудник Гуверовского центра Стэнфордского университета в США профессор Михаил Бернштам. То есть когда экономический рост превышает возможности производственных мощностей национальной экономики, то он переходит в инфляцию. При этом используется метафора: экономика сначала «перегревается», а потом «закипает». «Кипение» есть инфляция, а «перегрев» - высокий экономический рост.


При этом не очень понятно, откуда возникнет экономический рост, если для него в стране нет возможностей производственных мощностей, говорит Михаил Бернштам, и когда начинают подбирать исторические примеры «перегрева», их почему-то не находят.


Вспоминают, в частности, так называемый «бум Лоусона» в Великобритании с 1986 по 1989 год - по имени тогдашнего министра финансов страны. Но статистика показывает, что высокая инфляция – 5-8% в год – была в Великобритании и в начале 80-ых годов, и при Лоусоне, и после него.


Теперь говорят о «перегреве» экономики Китая, где бурный экономический рост отмечается на протяжении последних десяти лет, и потому, мол, должна наступить инфляция. «Десять лет этой инфляции «ждали», а она никак не появлялась, - иронизирует Бернштам. - Наконец, в начале этого года рост цен в Китае ускорился, но он был вызван совсем другими причинами. Инфляция бывает и при высоком, и при низком экономическом росте, а «перегрев» остается, скорее, метафорой».


Госрасходы на госзарплаты


Рост цен в России формируют факторы как внутренние (рост государственных расходов и зарплат, повышение регулируемых тарифов и проч.), так и внешние – в первую очередь, подорожание продуктов и энергоносителей.


Именно внешние факторы стали определяющими для роста цен в России в последнее время, полагает главный экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров. По его словам, если во второй половине прошлого года «локомотивом» роста цен был рынок продовольствия, то в этом году - энергоносители.


Да, соглашается Тихомиров, значимым фактором стал рост государственных расходов и зарплат – прежде всего, в бюджетной сфере. «Но увеличение этих зарплат не могло привести к столь серьезному всплеску инфляции, поскольку мы все-таки говорим о людях с еще недавно довольно низкими доходами».


Хотя проявились как внешние, так и внутренние факторы роста цен в России, гораздо большее влияние оказали именно внутренние, возражает главный экономист инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков. Еще в конце прошлого года был отмечен резкий рост бюджетных расходов, а за четыре первых месяца 2008 года они превысили прошлогодние за тот же период на 43%! За счет этого и стимулируется значительная часть всего внутреннего спроса в стране.


«43% - это уже что-то «заоблачное», - совершенно очевидно, что национальная экономика просто не в состоянии всего лишь через год произвести сразу на 43% больше товаров и услуг», - отмечает Гавриленков.


Помимо общемировых факторов нынешнего роста цен, один из специфических проявляется и в России, и в Китае, и в некоторых других странах, добавляет профессор Бернштам. Инфляция в них повышается
из-за падения курса американского доллара. Особенно в Китае и в России, где национальные валюты к нему привязаны, а значительная часть экономики ориентирована на экспорт. Центральные банки обеих стран скупают доллары, печатая больше юаней и рублей, что дает инфляционный эффект. «Но это не имеет никакого отношения к росту экономики, - говорит Михаил Бернштам. - Даже если темпы её роста и в Китае, и в России были бы ниже, чем сегодня, инфляция в таких условиях просто неизбежна».


Авторы доклада Всемирного банка приводят российскую же официальную статистику, согласно которой нынешние темпы роста заработной платы в стране в 2-4 раза превышают текущие темпы роста производительности труда. Именно этот разрыв, кстати, экономисты нередко называют одним из фундаментальных факторов кризиса 80-ых годов в СССР, который и привел в итоге к его распаду. Подобное происходило в России и в 90-ые годы, когда власти стремились удержать доходы населения на уровне, не соответствующем фактической производительности труда в стране.


Сегодня, с одной стороны, проявляется та же тенденция, но её исходные условия иные, считает Владимир Тихомиров. Еще 5-7 лет назад зарплаты в стране были на очень низком уровне. И перед правительством возникла дилемма: с чего начинать? С попыток повысить производительность труда до тех уровней зарплат, которые существовали? Или сначала поднять зарплаты до уровня выше прожиточного минимума, а уже затем пытаться повысить производительность?


И правительство выбрало второй путь, полагает Тихомиров. «Но, думаю, это - относительно временное явление. Уже в 2008-ом или следующем году мы, надеюсь, увидим серьезное замедление темпов роста реальных зарплат и, соответственно, больше усилий со стороны правительства, направленных на повышение эффективности и производительности труда».

Резервы труда и мощностей


По данным, приводимым в докладе Всемирного банка, в России за последние 6-7 лет загрузка производственных мощностей возросла примерно с 70% до 80%. А так называемый «коэффициент использования трудовых ресурсов» на предприятиях сегодня может составлять 90% и более. Эти факторы, по мнению авторов доклада, также являются одними из признаков «перегрева» экономики.


Все успешные экономики работают в течение длительного времени именно в условиях максимального использования как возможных ресурсов, так и рынка труда. В этом, собственно, и заключается формула экономического роста, возражает Михаил Бернштам. Например, в США загрузка производственных мощностей в среднем за последние 40 лет составляла 81%. Во времена высокого экономического роста, в конце 80-ых и в конце 90-ых годов, - 85%. Во времена экономических спадов – примерно 75%. Сегодня - снова 81%. При этом уровень безработицы в США - 5%, то есть трудовые ресурсы загружены на 95%. «Беспокоиться по поводу производственных мощностей следует тогда, когда они, наоборот, не загружены, - считает Михаил Бернштам. – И следствием этого является слабый экономический рост».


Проблема России, скорее, в другом - в том, какую именно продукцию могут произвести те мощности, которые еще остаются свободными, отмечает Евгений Гавриленков. Не факт, что – ту, которая будет востребована. Это особенно важно в нынешних условиях, когда на фоне быстрого роста доходов населения повышаются его требования и к качеству, и к ассортименту продукции. «Да, на еще свободных мощностях можно производить новую продукцию, но будет ли востребована внутренним рынком?»


Спрос на нефтяных доходах


Эксперты Всемирного банка отмечают, что если еще 3-4 года назад «локомотивами» роста российской экономики были нефть и газ, то сегодня – торговля, строительство и ряд отраслей обрабатывающей промышленности. Причем треть этого роста обеспечила именно торговля. Может создаться впечатление, что степень зависимости российской экономики от сырьевого сектора снижается, однако, увы, это не так, отмечает Владимир Тихомиров. Просто, начиная с 2004 года, нефтегазовый сектор экономики перевели на новые условия налогообложения, благодаря чему в государственных фондах, сначала – в Стабилизационном, и теперь – в Резервном, накопили в целом 160 миллиардов долларов.


Однако в последние 2-3 года часть этих накоплений стали направлять на повышение зарплат – в первую очередь, в госсекторе. Это стало мощным стимулом роста потребительского спроса, что привело соответственно к расширению объемов и розничной торговли, и жилищного строительства, и сферы услуг, и банковского бизнеса. «Но в основе этого роста – по-прежнему те же доходы нефтегазового сектора, которые через налоговую систему попадают в госбюджет, - говорит Тихомиров. - То есть в целом зависимость российской экономики от нефти отнюдь не сократилась».


Инфляция в России в мае составила 1,4%, а в целом за пять месяцев с начала года – 7,7%, сообщила в четверг Федеральная служба статистики. За весь 2007 года потребительские цены выросли в России на 11,9%.


При этом рост экономики в прошлом году превысил 8%, а прогнозы на 2008-ой – более 7,5%.


XS
SM
MD
LG