В Москве прошла конференция под названием «Новый политический национализм», организованная четырьмя российскими националистическими объединениями. В совместном политическом заявлении участники конференции заявили, что готовы поддержать Дмитрия Медведева в «деле восстановления сильного института президентской власти». По мнению российских правозащитников, национализм сегодня стал главной опасностью для страны и может привести к ее распаду.
Конференция была организована Движением против нелегальной иммиграции, партией «Великая Россия», Русским общественным движением, Национальным русским освободительным движением (НАРОД). На конференции были приняты коалиционный пакт и меморандум. Среди тех, кто подписал документы, был и сопредседатель Национального русского освободительного движения Алексей Навальный: «Главная цель, которой мы добивались - мы хотели продемонстрировать всем, в том числе и нашим сторонникам, может быть даже в первую очередь нашим сторонникам, что в России возможен нормальный, цивилизованный национализм, национализм европейского плана. Мы видим, что в Европе сейчас националистические партии вполне успешно побеждают и управляют странами, это и Италия, и Швейцария и другие страны. Представления о русском националисте, как о каком-то полусумасшедшем советском офицере, который хочет захватить Гибралтар, совершенно безнадежно устарели».
Алексей Навальный подчеркнул, что конференция не была намерена создавать политическую организацию: «Мы всегда это подчеркиваем, что мы не создаем никакой новой организации, не создаем никаких новых органов, ни надпартийных или каких-то других. Поэтому речь не идет о том, что мы сработаемся или не сработаемся. Это своеобразный политический клуб. Что касается вообще любых переговорных объединительных процессов, то здесь, естественно, есть огромное количество различных противоречий, внутри организаций у всех сложная ситуация со сторонниками и так далее. Это касается и нас, это касается и любых демократических, либеральных, вообще любых движений. Это касается политики вообще».
В качестве гостей на конференции присутствовали и представители других националистических организаций. Глава московского исполкома «Партии Защиты Российской Конституции «Русь» Юрий Горский назвал попытку объединения Движения против нелегальной иммиграции, партии «Великая Россия», Русского общественного движения, Национального русского освободительного движения миной замедленного действия, которая несёт в себе чей-то провокационный замысел в отношении российского национализма: «Поскольку ситуация в ДПНИ не совсем стабильна и, по всей видимости, это [движение] в перспективе будет колоться на две части - либо даже на три. Это приведет к недопониманию движения в целом. Сейчас, когда выборы прошли и когда националисты политически себя никак не реализовали, а только наоборот, ушли в более какое-то полумаргинальное поле, подобное объединение тоже ни к чему не приведет».
По мнению председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, национализм может привести к развалу России. В то же время она считает, что попытки националистов объединиться ещё долгое время не приведут к конкретному результату: «Попытки объединения политических сил происходят с обеих сторон, с демократической уже давно такие попытки происходят: Комитет-2008, Всероссийский гражданский конгресс, "Другая Россия", этим летом собрание в Петербурге и сейчас Народная ассамблея. Сейчас такие же попытки предпринимают и с другого фланга. Я думаю, что этой первой попытке объединения националистов не стоит придавать особенного значения, потому что собрались и сказали, что объединились - это еще не значит объединились. Мы это видим по усилиям демократических партий в течение многих лет. Но, конечно, это опасный сигнал, потому что, если объединение националистических сил произойдет быстрее, чем успеют объединиться демократические силы, это очень опасно для страны. Во-первых, она может свернуть на такой страшный путь, во-вторых, потому что Российская Федерация - это многонациональное государство и, если эти силы возобладают, их идеология неизбежно ведет к развалу многонационального государства. Честно говоря, меня это не особенно тревожит, потому что от первого провозглашения объединиться до действительного объединения в наших российских условиях долгий путь».
Член-корреспондент РАН, этнолог Сергей Арутюнов полагает, что любое объединение националистов может привести к серьёзным последствиям для России: «Россия сейчас во многом похожа на Германию в начале 30-х годов: фашизм еще не состоялся, еще не победил, но активно претендует. Приход к власти фашизма не был фатален в Веймарской Германии. Разобщенность либеральных демократических сил позволила ему прийти к власти. В России несколько иная ситуация. Власть и вот эти люди находятся в таком соотношении, в каком находились, скажем, в конце 20-х, начале 30-х годов Пауль фон Гинденбург и Гитлер. Гинденбург не был фашистом, он был человеком со старым имперским мышлением, он был государственник, но он был, в общем, вполне порядочный человек консервативных убеждений. Однако судьба распорядилась так, что он вынужден был передать власть Гитлеру. Но он был стар. Нынешние руководители России молоды и это внушает некоторую надежду, что такой смывки, такой передачи власти не произойдет.
Однако государственнические имперские тенденции, все эти разговоры о величии России, о том, что мы должны быть великой державой, что “мы должны быть финансовым центром, каким-то энергетическим сверхмагнатом в мире” и так далее - это сами по себе опасные разговоры. С другой стороны, идет такой квази-патриотический или шовинистический патриотический накат снизу. В ряде случаев просто власть относится двойственно к этому накату. С одной стороны, она, конечно, его боится, с другой стороны, она полагает, что его можно как-то в своих целях использовать. Эта позиция наименее выражена на самом верху среди таких людей, как, скажем, Путин, Медведев, Матвиенко - это вполне порядочные люди, это бесспорные, убежденные государственники. Но чем ниже по чиновной шкале, по бюрократической лестнице, тем больше и больше такого рода такими фашистскими идеями заражены представители власти, чиновники. В милиции, я думаю, это достигает максимума. Это все мне представляется очень опасным. И любое усиление, консолидация, объединение этих фашиствующих сил может оказаться фатальным для целостности России».