В Ирландской республике проходит референдум по Лиссабонскому соглашению. Это соглашение должно заменить собой прежний проект европейской конституции, которую три года назад отвергли Голландия и Франция.
Две из трех партий Ирландии, составляющих правительственную коалицию, поддерживают Лиссабонское соглашение. Республиканская партия Шин Фейн – против договора. По последним опросам, мнения населения разделились практически поровну. Согласно информации газеты «Айриш Таймс», 42% ирландцев проголосуют за Лиссабонское соглашение и 39% намереваются высказаться против.
Главный аргумент против Лиссабонского соглашения – чрезвычайная неясность предлагаемого документа. По утверждению группы «Либертас», население страны вводят в заблуждение относительно выгод соглашения. Предприниматель Юлик Макэвади назвал документ «невнятной чепухой»: «Мы передаем Брюсселю слишком многое. Законодательная власть в 60-ти чрезвычайно важных областях уйдет из рук нашего правительства. Да, у нас остается право вето на уровень налогов внутри страны, но ничто не помешает набравшей силу группе из 9-ти стран ввести дополнительный налог на импорт из Ирландии, если они решат, что наши внутренние налоги дают нам преимущество в конкурентной борьбе с другими государствами ЕС. Сегодня мы ставим политические интересы выше экономических. А ведь именно экономика изначально была движущей силой объединения ЕС».
Большая часть ирландского бизнеса, однако, поддерживает соглашение. За последние 30 лет феномен экономического скачка Ирландии, называемый «Кельтским тигром» служит убедительным примером пользы страны от членства в ЕС. От Ирландии зависит очень многое – ведь только здесь судьба Лиссабонского соглашения вынесена на референдум и весь проект в буквальном смысле в руках населения страны.
Недавно заступивший на пост премьер-министр страны Брайан Кауэл заявил, что в интересах Ирландии «не транслировать негативных посланий» остальным странам ЕС. Во вторник министр иностранных дел Ирландии Михаэл Мартин обвинил оппонентов соглашения в раздувании теорий заговоров и введении публики в заблуждение относительно возможности пересмотра документа: «Нам нечего бояться со стороны ЕС. После нашего успешного членства в Евросоюзе мы должны отнестись с уважением к нашим партнерам и понять, что никто не стремится ущемить наши интересы. Что касается пересмотра соглашения – крайне некорректно утверждать, что его можно попросту отвергнуть и договориться о новом варианте».