Ссылки для упрощенного доступа

Белград выступает против переустройства миссии ООН в Косове


Гражданам Сербии рекомендовано не контактировать с представителями миссии Eulex, которой руководит Ив де Кермабон
Гражданам Сербии рекомендовано не контактировать с представителями миссии Eulex, которой руководит Ив де Кермабон

В пятницу в Нью-Йорке пройдет заседание Совета Безопасности ООН, на котором намечено рассмотреть доклад генерального секретаря Пан Ги Муна. Генсек ООН предлагает изменить структуру и формат миссии в Косове, включая ее в новую европейскую программу Eulex. Официальный Белград выступает против такого плана, считая его поддержкой независимости Косова от Сербии.


Отправляясь на заседание СБ ООН, президент Сербии Борис Тадич заявил: «Для нас приемлема любая международная гражданская миссия, имеющая мандат Совета Безопасности, но при условии, что она не навязывает никакую независимость Косова и Метохии, включая план Ахтисаари. Еще раз хочу напомнить, что только Совет Безопасности имеет право проводить реконфигурацию международного гражданского присутствия. Этого не может сделать генеральный секретарь ООН, не обладающий такими полномочиями».


Сербы на заседании Совета рассчитывают на поддержку России. В политических кругах Сербии заметна удовлетворенность тем фактом, что до сих пор все планы смены миссии ООН на миссию Европейского Союза проваливались.Несколько сотен представителей Eulex с начала года находятся в Косово, занимаясь подготовительной работой, однако сербы на свою территорию их не пропускают. Сербским политикам и даже обычным гражданам запрещено общаться с ними. Министр Слободан Самарджич сказал об этом прямо: «Согласно нашей непоколебимой государственной позиции, миссия Eulex не может разместиться в Косове и Метохии, она незаконна. Причина: мандат Eulex опирается на план Ахтисаари, имея задачу поддерживать независимость Косова».


Проблема состоит в том, что по плану международного посредника Марти Ахтисаари Косово получило так называемую «независимость под международным контролем», а Сербия и дальше считает Косово частью своей территории. Планом Ахтисаари было предусмотрено, что через четыре месяца после провозглашения независимости косовские власти примут от временной администрации ООН Unmik на себя основные полномочия управления новым государством. Unmik, находящаяся в Косове с 1999 года, собиралась уходить, а Европейская гражданская миссия - с 15 июня взять на себя обязанности в области охраны порядка, юстиции и таможни. Пока развертывание этой миссии откладывается.


Для сербов Eulex символизирует признание международным сообществом независимости Косова и поэтому вызывает такое сопротивление. Белградские независимые аналитики считают, что идея генерального секретаря ООН передать гражданской миссии ЕС часть полномочий нынешней миссии в Косове, поступила в неподходящий для Сербии момент. Сербские политики заняты проблемами формирования нового правительства, и сейчас компромисс с международным сообществом не отвечает их внутриполитическим интересам.


О тонкостях формата международного присутствия в Косове в интервью РС рассказал эксперт Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук Сергеем Романенко:


- Имеет ли какое-то отношение именно к уровню обеспечения безопасности то, какой именно контингент будет в Косове - ООН, либо Евросоюза?


- Безусловно, имеет, потому что это вопрос полномочий, вопрос статуса, вопрос легитимности и признания сторонами деятельности этого института.


- Неужели имеет такое большое значение, чьими именно силами будет обеспечиваться безопасность? Разве контингент ООН не способен обеспечивать безопасность?


- Безусловно, способен. Конечно, все это происходит в неподходящий момент и в очередной раз, к сожалению, судьба демократии в Сербии приносится в жертву каким-то внешнеполитическим расчетам. Действительно, сейчас очень важно сформировать дееспособное демократическое правительство, а то, что сейчас происходит этому не способствует, и вынуждает коалицию «За европейскую Сербию» во главе с президентом Тадичем идти на большие уступки партнерам из Социалистической партии Сербии.


- Чьи еще политические интересы на международной арене задеты в этом вопросе?


- Конечно, России, потому что если будет принято решение в обход Совета Безопасности, это будет означать сокращение влияния России не только на Балканах, но и в целом. Но дело в том, что это затрагивает и непосредственно интересы ООН, потому что таким образом подчеркивается кризисное состояние, в котором находится эта организация, созданная, как известно, после Второй мировой войны. Безусловно, она нуждается в реформах, но нельзя просто оставлять пустоту, нужна действительно эффективная реформа Организации объединенных наций.


- Какие шаги может потенциально предпринять Россия для того, чтобы попытаться отстоять свои интересы в этом вопросе?


- Это сложный вопрос. Дело в том, что даже если Россия будет выступать против, и даже если она наложит вето на какие-то решения, которые будут предложены Советом Безопасности, все равно совершенно очевидно, что назад пути нет, и Косово в состав Сербии не вернется. В данной ситуации у России просто нет другого выхода, кроме как выступать против. Но ситуация может измениться. Дело в том, что Косово - это часть большой геополитической игры, и может быть, будет достигнут какой-то компромисс.


XS
SM
MD
LG