Ссылки для упрощенного доступа

Кинообозрение с Андреем Загданским. Томас Мак-Карти. «Визитёр».




Александр Генис : Летний Голливуд предлагает американцам два вида фильмов. В одних – с огромным бюджетом - все бежит, течет, стреляет и взрывается, в других, снятых на медные деньги, - «ружья не стреляют» и вообще почти ничего не происходит. Среди последних, маленьких фильмов для взыскательной, умудренной и обычно взрослой аудитории, нередко попадаются изюминки, которые каждый год украшают оскаровский конкурс непременной камерной, так сказать, чеховской драмой.


Один из таких фильмов слушателям представит ведущий нашего «Кинообозрения» Андрей Загданский.



Томас Мак-Карти «Визитер»


Thomas McCarthy ‘The Visitor’



Андрей Загданский: Пять лет назад в прокат в Нью-Йорке вышел маленький фильм под названием «Станционный смотритель» режиссера Томаса Мак-Карти. Картина получила призы на 22 кинофестивалях, и была номинирована еще на столько же наград.



Александр Генис : Я очень хорошо понимаю жюри этих фестивалей, потому что это один из самых обаятельных фильмов, который мне удалось посмотреть в Америке. Во многом, потому, что в нем играет замечательной силы актер-карлик.



Андрей Загданский: Маленький человек. Герой получил наследство своего друга – маленькую, практически заброшенную железнодорожную станцию в провинции. И он решает переехать в этот крошечный провинциальный городок, чтобы сбежать из большого города Нью-Йорка, где все обращают на него внимание, все смотрят на маленького человека. Он надеется, что там жизнь его пойдет в другом русле, но это ему не удается. Картина была, с моей точки зрения, абсолютной находкой. И вот теперь, спустя пять лет, тот же режиссер, он же и автор сценария, выпустил новую картину. Фильм называется «Визитер» Здесь он тоже занимается проблемами маленьких людей. Главный герой нового фильма – Уолтер, профессор экономики а одном из колледжей в штате Коннектикут. Уолтеру далеко за 50, он читает лекции, он обедает в пустом доме. Он берет уроки музыки. Уолтер недавно овдовел и его жена, как мы понимаем, была классической пианисткой. И уроки музыки, которые, по всей видимости, ни к чему не ведут, это попытка установить эмоциональную связь с женой, которой уже нет. Начало фильма меня совершенно покорило. В нем есть такая дистантная размеренность отдельной маленькой тихой жизни, которую мы не замечаем, не видим, жизни, в которой уже, вроде бы, не должно произойти ничего неожиданного. Но неожиданное происходит. Уолтеру нужно ехать на конференцию в Нью-Йорк, и когда он приходит в собственную квартиру в Нью-Йорке, в которой он не был годами, там живут люди, пара - парень по имени Тарек из Сирии и его подруга из Сомали. Кто-то из друзей Уолтера дал им ключ. Так или иначе, с этого момента начинается дружба Уолтера с этой парой, в первую очередь, с барабанщиком Тареком. Как-то, в отсутствие Тарека, Уолтер садится за барабан и с этого момента начинается его новое увлечение. В одной из сцен фильма Тарек и Уолтер присоединяются к музыкантам в Центральном Парке. И впервые на лице сдержанного, холодного профессора экономики можно прочитать совершенно новое выражение лица – ему здорово, он кайфует! В этом есть такое первичное шаманство, есть ощущение прикосновения к другому миру, к другой, более глубокой, спрятанной у нас внутри культуре, с которой Уолтер устанавливает связь. Он находит самого себя, но другого. Замечательная сцена. В какой-то момент Тарека останавливает полиция в метро, и выясняется, что у него нет документов, что он нелегальный эмигрант. Его арестовывают, он оказывается в эмиграционной тюрьме. Фильм приобретает совершенно другое направление. Уолтер оказывается теперь единственным человеком, который поддерживает связь Тарека с внешним миром: он устанавливает отношения с его девушкой, с его матерью. Картина приобретает совершенно другое развитие и направление, когда в определенный момент Уолтер приходит в тюрьму, а Тарека депортировали. Ситуация в эмиграционной политике после 11 сентября радикально изменилась, и человека без должных документов просто отправили обратно в Сирию. То есть та дружба, те отношения, которые в жизни Уолтера выстроились, и та дружба, которая установилась с внешним миром, вдруг рассыпались. И фильм заканчивается, когда Уолтер с этим барабаном, который ему остался в наследство от Тарека, приходит на станцию метро в Нью-Йорке, садится, снимает пиджак и начинает играть. Когда Тарек давал ему один из первых уроков игры на барабане, он сказал ему: «Уолтер, не надо думать, когда ты играешь на барабане, нужно чувствовать». Уолтер играет, и он чувствует.








Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG