Ссылки для упрощенного доступа

Три месяца борьбы и ожиданий: «сокольническое дело» стало уголовным


Избитым в Сокольниках молодым людям понадобилось нешуточное упорство и поддержка сотен людей для того, чтобы добиться возбуждения уголовного дела
Избитым в Сокольниках молодым людям понадобилось нешуточное упорство и поддержка сотен людей для того, чтобы добиться возбуждения уголовного дела

В четверг стало известно, что следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело «в отношении неустановленных сотрудников милиции», которые в апреле этого года жестоко избили нескольких молодых людей, задержанных в Москве у станции метро «Сокольники». До недавнего времени МВД придерживалось версии, что милиционеры действовали в рамках закона.


Почти три месяца понадобилось правозащитникам и адвокату пятерых избитых в Сокольниках молодых людей, чтобы добиться возбуждения уголовного дела. О том, что произошло 4 апреля 2008 года у станции метро «Сокольники» в Москве рассказывает один из потерпевших, попросивший называть его Олегом Д: «Мы с друзьями гуляли у метро. К одному из наших друзей подошли сотрудники милиции, стали его уводить в неизвестном направлении. Мы стали удерживать нашего друга, потому что это было похоже на похищение человека, стали требовать у сотрудников милиции предъявить документы, объяснить причины его задержания. Они вызвали подкрепление и начали нас избивать. Использовали электрошок. Потом забрали четырех человек. Я пошел к отделению выяснять, что происходит. Когда я спросил у сотрудника, стоящего рядом с отделением, что происходит, меня ударили по ногам и начали избивать прямо на улице дубинками и ногами по голове. Потом затащили на территорию ОВД и еще два часа там избивали. Обзывали нас всячески, унижали. Я не знаю, что может вообще послужить поводом для такого насилия».


Эта история стала известна во многом благодаря активности российских блогеров и, в частности, сообщению, размещенному в интернет-дневнике журналиста Влада Тупикина. Именно он первым рассказал о жестоком избиении милиционерами ни в чем не повинных молодых людей: «Я был свидетелем и того, как милиция подошла, и как развивался этот конфликт, и как затем путем избиений нескольких человек удалось милиционерам задержать, как потом все оставшиеся молодые люди, человек 30-40, пошли к отделению милиции, чтобы выяснить, надолго ли их задержали. Видел, как их отгоняли оттуда сотрудники милиции дубинками. Видел, как они выхватывали из этой убегающей толпы новых жертв, буквально по асфальту волокли за руки и за ноги на территорию отделения. Видел затем сотрудника милиции в форме майора, думаю, что это один из начальников этого отделения, которые лично побежал к метро и заталкивал неформалов, нестандартно выглядящих молодых людей в метро с криками и с угрозами. Все это, конечно, произвело на меня большое впечатление, наверное, мой первый пост в блоге был достаточно эмоциональным. Взявшись за это дело, не хотелось уже его оставлять просто так. И не надо приуменьшать роль правозащитников, роль адвоката Черноусова, но без такой большой общественной кампании, без поддержки блогеров (я помню, тогда мои сообщения читали десятки тысяч людей, судя по счетчикам), без поддержки прессы - без всего этого, конечно, вряд ли удалось бы сдвинуть это дело с мертвой точки».


Российские правозащитники буквально завалили прокуратуру и милицию заявлениями с требованием расследовать факт избиения молодых людей. Однако с самого начала Управление внутренней безопасности ГУВД Москвы заявляло, что милиционеры действовали в рамках закона, а спецсредства применяли вынужденно, объясняет руководитель Общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев: «Чувствовалось, что сопротивление большое. И в ГУВД мне говорили: "Нет, там не избивали". Мы провели общественные слушания в Москве, у нас были представители руководства ГУВД, и ребята рассказывали, как их били. Казалось бы, после этих общественных слушаний могло что-то произойти, но опять не произошло. И только благодаря нашему давлению, работе нашего адвоката следователь был вынужден возбудить уголовное дело».


Сейчас дело по 286-е статье Уголовного кодекса России «Превышение должностных полномочий с применением насилия» возбуждено в отношении «неустановленных сотрудников милиции». Однако, по мнению адвоката потерпевших Евгения Черноусова, при добросовестном подходе следствию не составит труда довести дело до суда. И в первую очередь в этом должно быть заинтересовано милицейское руководство, считает адвокат: «Сейчас задача такая: путем проведения следственных действий - допросов, опознаний, очных ставок, судебно-медицинских экспертиз - установить тех сотрудников милиции, которые непосредственно совершали противоправные действия. Облегчит ситуацию то, что из числа пострадавших ребят, во всяком случае, двое заявили следователю прокуратуры, что могут опознать милиционеров, которые наносили им удары дубинками и электрошокерами. Я полагаю, что ГУВД Москвы не должно быть в стороне от этой ситуации и должно совместно с прокуратурой проводить работу. Потому что все-таки место преступления - районный отдел милиции, и конечно, будет просто непонятно, если такое преступление не будет раскрыто».


Потерпевший от действий сотрудников милиции Олег Д. также надеется на скорое судебное разбирательство по этому делу: «Я надеюсь, что виноватые будут наказаны, и что это послужит примером для других сотрудников милиции, чтобы они думали перед тем, как избивать невинных людей».


Если следствие по «сокольническому делу» не будет затягиваться, можно ожидать, что суд приступит к его рассмотрению уже осенью этого года.


XS
SM
MD
LG