Программу ведет Михаил Саленков. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Айя Куге, Андрей Шарый.
Михаил Саленков: В Сербии в понедельник арестован бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич, который 13 лет скрывался от международного правосудия. Против него выдвинуты обвинения перед Международным трибуналом в совершении тяжелейших преступлений - среди них обвинения в геноциде. Караджич несёт ответственность за расстрел более 7 тысяч боснийских мусульман в городе Сребреница и осаду города Сараево, которая длилась 44 месяца, во время той осады было убито около 12 тысяч жителей города.
Айя Куге: Минувшей ночью Радована Караджича допрашивали следователи специального отдела белградского окружного суда, занимающиеся военными преступлениями. Детали его ареста пока не известны, но появилась неофициальная информация о том, что бывший политический лидер боснийских сербов военных времён скрывался в квартире в самом центре Белграда. Специальные силы безопасности Сербии его лишили свободы так тихо, что никто из посторонних ничего не заметил.
До сих пор казалось, что одного из главных обвиняемых в Гааге серьезно не разыскивали. Циркулировали даже слухи, что Караджич от бывшей американской администрации получил обещания, что не будет арестован и отправлен в Международный трибунал при условии, если исчезнет из политической и общественной жизни. Последний раз его видели и сфотографировали после войны, в июне 1996 года, в Боснии, вблизи военного штаба боснийских сербов в местечке Хан-Пиесак. 12 лет считалось, что он скрывается в сербских православных монастырях или в Боснии, или в Черногории, или даже уехал за границу. Редко кто подозревал, что Караджич находится в Сербии.
Директор белградской неправительственной организации Центр по гуманитарным правам Наташа Кандич, больше всех в Сербии занимающийся расследованием военных преступлений, считает, что арест Радована Караджича имеет историческое значение.
Наташа Кандич: Все верили, что арестовать Караджича - невозможная задача. Но теперь это случилось, и этот факт будет иметь исторические последствия. Пройдёт ещё время до тех пор, пока мы узнаем, где он скрывался. Пока у власти был премьер-министр Коштуница, и речи не могло быть об аресте Караджича и генерала Ратко Младича. Очевидно, что они имели сильную поддержку тайных служб и бывших властей. Теперь Сербия сделала шаг, который казался почти невозможным - выполнила самую тяжелейшую задачу по аресту обвиняемых в военных преступлениях.
Айя Куге: Арест Караджича, как считают белградские аналитики, стал возможен благодаря тому, что недавно в Сербии было сформировано новое правительство, и произошла смена в руководстве службы государственной безопасности.
В Белграде ночью небольшие группы молодых националистов пытались организовать протесты против ареста Радована Караджича, однако их остановила полиция. Несколько человек задержано.
Михаил Саленков: А сейчас в прямом эфире Андрей Шарый, бывший корреспондент Радио Свобода на Балканах, автор книги о Гаагском трибунале. Андрей, доброе утро.
Андрей Шарый: Доброе утро, Михаил.
Михаил Саленков: Скажите, пожалуйста, можно предположить, почему так долго не удавалось арестовать Караджича.
Андрей Шарый: Я согласен с большинством обозревателей, которые считают, что это связно, прежде всего, с недостатком политической воли и с той политической ситуацией, которая складывалась последние 12-13 лет на Балканах. У Караджича была определенная общественная поддержка, почти постоянно говорили о том, что за ним стоят и круги радикальной православной церкви, которые пользовались в Сербии заметным влиянием, и часть военной разведки, и генерального штаба. Первые годы ходили слухи о том, что он живет под охраной большого количества добровольцев, которые готовы защищать его не на жизнь, а на смерть. Постепенно эта поддержка истончалась. Действует до сих пор в Сербии комитет защиты Радована Караджича, его возглавляет писатель средней руки Коста Чавошки. Выходили книги Караджича, правда, небольшими тиражами, он довольно известный по боснийским и сербским меркам поэт. Тем не менее, ясно было, что потихонечку, сколько веревочке не виться, конец когда-то наступит. То обстоятельство, что, судя по всему, операция была проведена очень тихо, нашли какого-то, видимо, информатора в окружении Караджича, в результате всего он был задержан. Есть еще и другая версия его задержания, якобы он был схвачен в автобусе на пути из Белграда в городок Ботаница, где расположен небольшой военный аэродром. Я видел интервью с адвокатом Караджича, который заявил о том, что он на самом деле был задержан не минувшей ночью, а уже пару дней назад, все это время он там держался, естественно, как адвокат говорит, с нарушением каких-то прав задержанного. Но сейчас это все уже детали, которые большого значения не имеют.
Большинство обозревателей говорят о том, что это огромная победа нынешнего президента Сербии Бориса Тадича, и даже реакция политических противников Тадича показывает, что они, в общем, понимали, что арест Караджича, так или иначе, неизбежен, сейчас просто пытаются обратить эту ситуацию себе на пользу во внутриполитических интересах.
Михаил Саленков: Андрей, какого развития ситуации можно ожидать? Что будет с Караджичем дальше? Это будет какой-то процесс? Каковы юридические перспективы?
Андрей Шарый: Так случилось, случайно, не случайно, сегодня прибывает в Белград генеральный прокурор Гаагского трибунала Серж Брамерц, этот визит заранее планировался. В течение нескольких дней специальный окружной суд по наказанию военных преступлений в Югославии (есть такая специальная институция в Сербии) примет формальные какие-то решения, связанные с выдачей Караджича Международному Гаагскому трибуналу на основании расписанного в адрес Караджича специального требования о его выдаче. Видимо, к концу недели он может быть перевезен в Гаагу, где начнется процесс по всей процедуре Гаагского трибунала. Последнее обвинение против Караджича сформулировано в 2000 году, основные пункты - это Сребреница и Сараево, геноцид около 40 позиций, по которым будут судить Караджича. Процесс, очевидно, займет несколько месяцев, перспективы его сейчас уже обсуждают обозреватели. Максимальное наказание, предусмотренное Гаагским трибуналом, пожизненное лишение свободы. Пока никого к таким наказаниям в Гааге не приговаривали, но, очевидно, что мягким это наказание не будет еще и потому, что доказательная база против Караджича собрана очень значительная и обширная, поскольку уже много процессов и по Сребренице, и по Сараево в Гаагском трибунале завершены.
Михаил Саленков: Андрей, если можно, коротко, что можно сказать о реакции, реакции семьи и стоит ли ожидать каких-то беспорядков в Сербии в связи с этим арестом?
Андрей Шарый: Беспорядков, судя по всему, ожидать серьезных не стоит. Уже нет таких серьезных политических сил, которые способны это все организовать. Известно пока о реакции брата Караджича Луки, который побывал в этом окружном суде по борьбе с военными преступлениями, но пока только констатируют, что Караджич задержан действительно. Жена Караджича Лиля несколько лет назад публично призывала своего мужа сдаться, она говорила о том, что не знает, где он находится. Пока не известно и о том, что говорят дети Караджич, они живут в Боснии, Соня и Александр, двое взрослых детей у него. Их дома несколько раз обыскивали в последние годы, поскольку все-таки какие-то мероприятия предпринимались по поискам Караджича. Очевидно, сегодня в середине дня будет пресс-конференция в Белграде, представители суда уже заявили об этом. Там будут известны дальнейшие детали, в том числе, видимо, будет какая-то реакция семьи арестованного.
Михаил Саленков: Спасибо, Андрей.