В пятницу в Пермском крае на территории уникального мемориального музея «Пермь-36» (бывший лагерь сталинского ГУЛАГа) открывается форум «Пилорама». Мероприятие это проходит уже четвертый год подряд, но на этот раз обещает собрать рекордное количество участников не только из России, но из стран бывшего Советского Союза. В этом году форум посвящен двум событиям - 60-летию Всеобщей декларации прав человека и 40-летию начала правозащитной деятельности в России, то есть реакции советских общественных деятелей на события Пражской весны 1968 года. Несмотря на удаленное от крупных городов место проведения, этот фестиваль ежегодно собирает тысячи участников молодого и среднего возраста. О том, что такое «Пилорама» рассказал один из организаторов форума, председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский:
- Это в третий раз уже проводящийся фестиваль гражданской бардовской песни. Это одна из важнейших составляющих форума «Пилорама». На нее не случайно едут не просто разные люди, которые хорошо поют под гитару песни собственного сочинения, а такие, которые действительно ассоциируются у нас с гражданской песней, это и Юлий Ким, и Максим Кривошеев, и Псой Короленко, и Гриша Данской, Ольга Чикина, Нателла Болтянская и так далее. Но это только одна часть. Там будут и театральные представления. Там же будут и кинофильмы «Сталкера». Но одновременно там же все это перемежается дискуссиями на гражданские темы, потому что это мероприятие мы посвящаем двум важнейшим датам, во-первых, 60-летию Декларации прав человека, а во-вторых, 40-летию становления правозащитного движения в России. Будет дискуссия о путях и судьбах нынешнего правозащитного движения, в которых будут принимать участие правозащитники Алексей Симонов, Сергей Ковалев, Владимир Петрович Лукин (с отчеством называю, потому что он человек, в отличие от остальных, при должности). Будет серия интервью-воспоминаний-дискуссий вокруг этого – «Мой 1968-й». Приезжают замечательные люди из Литвы, с Украины, бывшие политзаключенные этого лагеря, а потом заметные люди в своих странах, такие как Балис Гаяускас – «рекордсмен» по политическим статьям. Там будет интересно, но и трудно. Совпадет ли настроение молодых людей, слушателей, студентов, нестудентов с настроением тех, кто будет петь, кто будет обсуждать, кто будет дискутировать, кто будет показывать какие-то кусочки спектаклей? Совпадут ли эти два фактора - слушатели и выступающие, будет ли слушателям это интересно, начнут ли они действительно это обсуждать?
- Почему в современной России такое мероприятие (это же не какой-то поп-концерт или фестиваль рок-музыки) собирает внушительную аудиторию? И место ведь неблизкое.
- Мне кажется, люди истосковались по чему-то серьезному, люди объелись попсой, надоело, что их считают овсом и пылью, что с ними никто ни о чем не советуется. А у молодых людей на самом деле тоже есть собственное достоинство, и, несмотря на все это промывание мозгов первыми каналами телевидения, на самом деле они-то другие. Мне кажется, что наступило какое-то безумное пресыщение вот этой пустотой и оболваниванием, и наоборот, возникает тяга к каким-то смыслам.
- Расскажите, пожалуйста, об истории этого места, которое сейчас называется музей «Пермь-36».
- Это был лагерь сначала сталинского времени, потом послесталинского. До 1970-х годов политические лагеря были расположены исключительно на территории Мордовии. Потом партийному руководству стало казаться, что лагеря слишком близко находятся к центру. К этому времени политзаключенные стали фактором и внутренней, и внешней политики, возникло правозащитное движение, информация о ситуации в лагерях стала проникать повсюду и стала будоражить умы - тогда было принято решение часть из этих людей, которые сидели в Мордовии, перевести куда-то далеко. Доехать туда значительно труднее, приезжающие люди сразу оказываются на виду, там можно было устроить гораздо более строгий режим. Так возникли три лагеря на территории Пермской области – «Пермь-35», «Пермь-36», «Пермь-37».
Эти лагеря были закрыты в конце 1980-х годов, а до того, например, в лагере «Пермь-36», на месте которого сейчас музей, сидели Владимир Буковский, Сергей Ковалев, тот же самый Балис Гаяускас. И вот когда лагерь закрыли при Горбачеве, то через несколько лет по инициативе местных ребят, в основном местных «мемориальцев», стали восстанавливать барак за бараком, кусочек забора за кусочком забора. Как ни странно, к этой странной инициативе (это единственный лагерь-музей на всей постсоветской территории), сначала сквозь пальцы, а потом даже с некоторой симпатией, стало относиться местное руководство. Поэтому сегодня это и общество, которое делает, и власть, которая этому не только не противится, но более или менее помогает. Многое восстановлено. Туда, между прочим, уже сейчас тысячи людей приезжают в течение года. Им устраивают экскурсии, сим читают лекции по истории политического террора. Вот люди ходят, смотрят, и думают. Молодые люди приезжают летом, устраивают волонтерские лагеря, помогают убирать территорию. В общем, это такая очень важная, как нам кажется, инициатива. И среди нас на «Пилораме» будут несколько бывших заключенных этого лагеря.