Можно считать его самым великим хохмачом джаза. Клоуном. Даже мистификатором. Безумцем. Но это будет лишь малой частью правды.
На самом деле он был великим джазменом, блюзмэном, провидцем и новатором. Он не был похож ни на кого, зато многие по его следам, стали походить на него.
У микрофона Дмитрий Савицкий и «Джаз на Свободе».
Его зовут Рахсаан Ролэнд Кёрк.
Domino
ДС: - Domino, д’омино. Песня Луиса Ферарри, Дона Рэя и Жака Плантэ. Ритм секция квартета Ролэнда Кёрка: Эндрю Хилл – рояль; Вэрнон Мартин – контрабас и Хэнри Данкэн – ударные. Сентябрь 62 года, Чикаго.
На чем именно играет Кёрк всегда трудно понять. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ответить на другой: кто такой Кёрк?
Конечно, можно сказать: Рахсаан играл на флейте, добавляя голос, но он обычно держал во рту два-три мундштука. На этом диске это – манзелло, стритч и тенор-саксофон. А так же носовая флейта и свистки…
Кёрк, который появился на свет в начале августа 1936 года, был настоящим человеком-оркестром и, чтобы это понять, стоить взглянуть на одну из его фотографий – их много на Паутинке.
Но начнем с самого начала… Вот типичное «мультиЗвучание» Кёрка:
I Didn't Know What Time It Was
ДС: - I Didn't Know What Time It Was, песня-стандарт Роджерса и Харта. Хэрби Хэнкок на этот раз на фортепьяно; Вэрнон Мартин – контрабас и на ударных – Рой Хэйнз. Апрель 62 года, Нью-Йорк…
Роланд Кёрк на свет появился в Коламбусе, штат Огайо и папа-с-мамой назвали его не Роландом, а Рональдом-Теодором. Кёрк ослеп в детстве, в два года.
Дважды во сне он получал указание свыше: в первый раз – переставить буквы в имени и из Роналда превратиться в Роланда; во второй раз, гораздо позже, небесный голос призывал его добавить к имени новое – Рахсаан.
Играть он начал на бюгельгорне и трубе, затем на кларнете. Профессионально он вошел в мир джаза в 15 лет с тенор-саксофоном, играя в оркестрах R & B, Ритма-и-Блюза.
Знаменитые манзелло и стритч, которые он наощупь нашел в подвале музыкальной лавки приятеля, это «сакселло», изогнутый си-бемольный сопрано-сакс и ми-бемольный альт-саксофон… Кёрк играл левой рукой на теноре, на манзелло – правой и хрипел в стритч. Он спокойно играл по 20 минут, используя круговое дыхание – без пауз.
From Bechet, Byas and Fats
ДС:- From Bechet, Byas and Fats, «Из Бише, Баэйза и Фэтса»… Композиция Ролэнда Кёрка. Джэки Байэрд – рояль; Ричард Дэйвис – контрабас и Элвин Джоунс – ударные… Домашняя студия Руди Ван Гелдера, Нью-Джёрзи, январь 65 года.
Самая дифирамбическая, и самая насыщенная статья о Кёрке написана автором «Музыкального гида по джазу», Скотом Яноу. Стати Яноу можно найти и на Сети.
В зрелом возрасте Рахсаан превратился в политического активиста. Часть его выступлений LIVE была похожа на ритмизированный митинг. Он выступал с акциями протеста, прерывая сессии звукозаписи в студиях, требуя большего участия афро-американцев в работе фирм.
В 75 году у Кёрка был первый приступи инсульта. Левая часть тела была парализована, но он приспособился все же играть правой рукой. Второй инсульт в 77 году прикончил его.
Яноу считает Кёрка самым невероятным саксофонистом за всю историю джаза.
Расстанемся мы под еще одну классику Рахсаана Роланда: «Серенада Кукушке»:
Serenade to a Cuckoo (кУку)
ДС: - Serenade to a Cuckoo. 64 год, Нью-Йорк. Хорэс Парлэн – рояль; Майкл Флеминг – контрабас и Уолтэр Пёркинс – ударные. Расхсаан Великолепный – все остальное.
Подкаст «Джаза на Свободе» вы найдете на сайте svobodanews.ru. Всех блага, чао, бай-бай!