Ссылки для упрощенного доступа

Информационная война и настроение жителей грузинской столицы


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов .



Дмитрий Волчек : Глава Центра экстремальной журналистики, постоянный автор в нашей радиостанции Олег Панфилов работает сейчас в Тбилиси. Информационная война и настроение жителей грузинской столицы – две темы нашего разговора.


Олег, события последних дней показали, что и в XXI веке есть множество способов затруднить передачу информации или даже полностью ее перекрыть. В частности, практически недоступны все эти дни грузинские официальные сайты и новостные агентства. Так что, я вижу вы в своем приватном блоге, интернет-дневнике, выкладываете официальные сводки. Я бы хотел наш разговор начать с этого. Поговорить о деталях информационной войны и информационной блокады. Как вам они видятся?



Олег Панфилов: С информацией большие проблемы. Действительно большинство официальных сайтов были сломаны и практически все русскоязычные грузинские сайты, то есть те сайты, которые распространяли информацию на русском языке, но были независимыми от правительства. Так что, с этой как бы частью информационного пространства пришлось свыкнуться поначалу. Это была единственная возможность распространять информацию за пределы Грузии. Потому что в отличие от России, которая всегда транслировала, то есть программы российского телевидения показывались на территории Грузии, но 8 августа информация из Грузии на территорию России могла доходить только посредством интернета. Поэтому разные блогеры, живущие в Грузии или не живущие в Грузии, стали использовать информацию, которую стал составлять специально созданный центр Совета национальной безопасности Грузии. Эта информация распространяется как альтернативная информация тому, что из себя представляет официальная пропаганда, распространяемая российскими средствами информации.


В какой-то степени это действительно можно назвать информационной войной. В конце концов, те люди, которые способны потреблять информацию обеих сторон и делать свои выводы, читая ее, они способны это делать в этой ситуации. Мне кажется, что в какой-то степени грузинская сторона даже выиграла эту информационную войну, потому что большое количество блогеров стало распространять эту альтернативную информацию.



Дмитрий Волчек: Я даже дополню, что это, наверное, впервые в истории. Министерство иностранных дел Грузии вынуждено было перенести свою работу в обычный блог на сервере "блогспотдот.ком".



Олег Панфилов: Да, и тут я должен сказать, что оказалось, что грузинская часть блогосферы, пишущая на русском языке, достаточно большая. Если посмотреть на географию блогеров, которые стали помогать распространять эту информацию, то она оказалась удивительная. Во-первых, это очень много украинских блогеров, пишущих как на украинском, так и на русском языках, и довольно активная, не большая по численности, часть белорусской блогосферы. Так что, в какой-то степени вот этот независимый интернет, неофициальный интернет смог переломить эту информационную войну.



Дмитрий Волчек: Олег, российские телеканалы крайне скупо предлагают информацию из Тбилиси. Но вот в воскресенье главной тбилисской новостью первого канала было то, что на российских корреспондентов напали в центре города какие-то люди в камуфляже, отобрали у них кассеты с записью митинга. Так что, тут сразу два вопроса. Действительно ли журналистам трудно работать в Тбилиси, а россиянам так вообще страшно появляться на улицах? Как вы, журналист, человек из России, чувствуете себя сейчас в грузинской столице?



Олег Панфилов: Знаете, это бред, который просто невозможно комментировать. Я периодически пишу об этом в блоге. Могу только сказать, что попытки настроить россиян против грузин и рассказать невероятные истории о том, что россиян здесь преследуют, это вранье, которое просто трудно каким-то образом комментировать. Я прохожу каждое утро по городу, каждый вечер. У меня огромное количество друзей-грузин. Никакого взгляда, никакого какого-то обвинения в том, что я русский и говорю на русском языке... Это просто невероятно встретить в Грузии такое отношение.


То, что случилось с журналистами первого канала. Во-первых, я об этом первый раз услышал. А, во-вторых, по-моему, это провокация. Говорить об этом – наверное, участвовать в той же самой информационной войне, настраивая телезрителей первого канала именно на неприязнь к грузинам. Это просто невероятно. Я думаю, что это так придумано довольно грубо. Не представляю себе даже такой ситуации.



Дмитрий Волчек: Вчера главной темой репортажа первого канала из Тбилиси было сообщение о том, что грузинские власти намерено не выпускают из страны сотни россиян. Даже высказывалось предположение, что их решили использовать в качестве живого щита. Правда, и это очень показательно, не было ни одного интервью с человеком, который не может покинуть страну. Речь идет о сухопутных границах. Вы знаете что-либо об этом?



Олег Панфилов : Вообще можно уже составлять целый список невероятных историй, начиная с того, что в блогосфере очень активно распространялась информация о том, что в первый же день военного конфликта, президент Саакашвили попытался покончить жизнь самоубийством. Якобы телохранитель в последний момент выхватил у него пистолет. Таких историй невероятное количество. Позавчера заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе официально на брифинге сказала, что это чушь. Никаких историй, связанных с тем, что притесняются российские граждане, просто нет. Моя дочь сейчас отдыхает под Батуми. И с ней все абсолютно нормально. Но, повторяю, этого просто не может быть в Грузии. Эти истории сочиняются для того, чтобы эта информационная война приняла какие-то невероятные формы. Но как говорил Геббельс, чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверить.



Дмитрий Волчек: Первое, что появилось, это обычное на всех войнах сообщение о чернокожих наемниках. Странно, что не было еще сообщений о снайперах женщинах.



Олег Панфилов : Я написал в своем блоге, что, наконец-то, мы услышали о неграх в белых колготках. История, которая придумана в начале 90-х годов. Негры, простите, не знаю, кто имеется в виду – африканцы или афроамериканцы, и снайперы в белых колготках – эта история появляется в начале 90-х годов. И в Таджикистане, и в Карабахе, и где угодно… Это обычная история, в которую также люди когда-то верили. Но, я думаю, что сейчас это просто невозможно поверить, и произносится просто как одно из таких объяснений. Насколько я знаю, эти слова принадлежат человеку по фамилии Кокойты.



Дмитрий Волчек: Олег, хочу еще расспросить о настроениях, царящих в Тбилиси. Грузинские эксперты говорили в нашем эфире об атмосфере необычайной сплоченности, которая царит в обществе, забыты распри, оппозиционеры, которые еще недавно отчаянно спорили с Михаилом Саакашвили, теперь во всем поддерживают президента. У вас, человека стороннего, такое же впечатление?



Олег Панфилов : Да, абсолютно! Я только что видел прямой эфир заседания парламента Грузии. Выступление Георгий Торгомадзе, одного из оппозиционеров, который все-таки согласился взять депутатский мандат. Сейчас он является депутатом грузинского парламента. Практически на второй день, если не ошибаюсь, если даже не в первый день, лидеры оппозиции, кроме лидера Лейбористской партии, встречались с президентом Саакавшили и заявили о своей поддержке. Но невероятной была история, когда бывший министр обороны Ираклий Окруашвили дал интервью и сказал о том, что он готов ехать простым солдатом в Южную Осетию.


Российская политика и российская пропаганда намеревалась разобщить грузинское общество. Получилось все как раз наоборот. Есть несколько, на мой взгляд, очень важных достижений последних дней. Это консолидация общества, в том числе и политических партий. Хотя, конечно, я подозреваю, что после того, как этот конфликт закончится, найдется достаточно много политиков, которые начнут обвинять президента Саакашвили в том, что что-то он сделал не правильно. Но это обычная политика. Второе – это профессионализм грузинских журналистов, которые раньше активно участвовали в политической борьбе, в информационных войнах, были достаточно ангажированы. Сейчас это сплоченные люди очень важной профессии. Они оперативно выезжают в те места, где происходят столкновения либо бомбардировка, делают репортажи. Даже появились люди, которые снимают на мобильные телефоны. Я видел последствия бомбардировки или точнее сам процесс бомбардировки 31-го авиазавода несколько дней назад, и репортаж, который показало телевидение, снятый на мобильный телефон.


Так что, к сожалению, война принесла не только кровь, не только жертвы, но принесла и пользу грузинскому обществу. В этом смысле, российских политиков можно только поблагодарить.



Дмитрий Волчек : Олег, это мы говорили о политиках, журналистах. А как реагирует на все тбилисская улица? Много было сообщений вчера вечером, в частности, когда появились ложные сведения о том, что российские танки идут на столицу, о том, что в Тбилиси царит паника. Действительно ли преобладают такие панические настроения, настроения уныния?



Олег Панфилов : Я думаю, что эта паника в основном такая в разговорах, телефонных разговорах. Вчера, например, после выступления президента Саакашвили, который как раз призывал не паниковать население, было несколько часов невозможно звонить по телефону. Он просто не работал. Связи практически не было, потому что линии были перегружены.


А что касается паники в представлении… Ну, вот люди бегут из Грузии, автомобили со скарбом, куда-то бегут с искаженными лицами, я этого не видел абсолютно. Более того, тут очень интересное такое явление, необычное и понятное тем людям, которые когда-то либо жили, либо приезжали в Грузию. Вечером тбилисские рестораны, как правило, всегда забиты до отказа посетителями. В эти дни они пустые. Они абсолютно пустые. Потому что люди выходят на улицу… Те, кто не участвует в каких-либо акциях, они сидят дома, а люди выходят на акции или просто ходят с грузинскими флагами, или где-то собираются какими-то группами, что-то обсуждают, или ездят в автомобилях, держа из окон развивающиеся флаги. Это выглядит очень необычно.


XS
SM
MD
LG