По данным властей Южной Осетии, в Цхинвали возвращаются беженцы, в городе начинают восстанавливать инфраструктуру. Как сообщили в штабе по ликвидации последствий конфликта, в Южную Осетию вернулись уже более 12 тысяч человек. Ранее российские власти сообщали, что в результате конфликта беженцами стали более 30 тысяч.
На Транскавказской автомагистрали, которая соединяет Северную и Южную Осетию, можно наблюдать, как беженцы перебираются одни из Южной в Северную Осетию, а другие, наоборот, из Северной в Южную. Представители МЧС Северной Осетии подтвердили информацию, что около 12 тысяч человек вернулись в Южную Осетию и занимаются восстановлением своих домов.
Боевая операция в Цхинвали закончена, но жителям города все равно угрожает опасность. В Цхинвали может начаться эпидемия, поскольку трупы еще не все убраны с улиц, очень много крыс.
Беженцы в Северной Осетии по-прежнему обустраиваются, размещаются во временных пунктах. Корреспондент Радио Свобода побывал в трех из них - это пансионат «Алагир» и алагирский временный пункт для беженцев, а также православный монастырь, где тоже нашли приют многие беженцы. Они отмечают, что условия им создаются хорошие, но почти все хотят вернуться назад в Цхинвали, и буквально ждут того часа, когда им это разрешат. Дороги все еще заполнены военной техникой, места для гражданского транспорта на Транскавказской магистрали мало.
Рассказывают, что из Южной Осетии ушли все грузинские жители, а это десятки тысяч человек. И в отличие от южных осетин, ни один из них не вернулся в свои села. Беженцы-осетины пока не представляют, как они будут теперь жить вместе с грузинами. Все отмечают, что конфликт углубился.
Настоятельница женского монастыря вблизи Алагира матушка Нонна рассказала о том, как беженцев принимали в монастыре: «В общей сложности беженцев - около 60 человек. Все время количество меняется, потому что одни уезжают, другие прибывают. В основном это женщины и дети маленького возраста, от месяца до 12 лет. Мы сейчас их принимаем в реабилитационном центре, который был построен для детей Беслана, и теперь мы принимаем там уже детей, пострадавших в Цхинвали. Также беженцы располагаются внутри самого монастыря, во всех служебных помещениях. Мы принимаем независимо от вероисповедания. Беженцы будут находиться в монастыре столько, сколько потребуется. Монастырь в дни трагедии пропустил через себя в буквально смысле тысячи людей».
Российские военные сообщили, что передали контроль над грузинским городом Гори правоохранительным органам Грузии. Сообщается, что российские войска полностью покинут этот район через 2-3 дня, хотя, по самым последним сообщениям, в окрестностях города Гори слышны взрывы.
В ночь на четверг грузинская и российская стороны достигли договоренности о постепенном выводе российских войск из Гори. Переговоры вели секретарь Совета национальной безопасности Александр Ломая и командующий частями Воздушно-десантных войск России Вячеслав Борисов. Генерал Борисов подтвердил, что лично проинспектировал город Гори, не заметил особых разрушений и высказал мнение, что мирное население Гори может начать налаживать нормальную жизнь: «Местная полиция сейчас вернется, с ними проведут работу. Мы приступаем к совместному патрулированию российских войск и Грузинской полиции. На каждом блокпосту вокруг города будет находиться полицейский пост грузин. Все здания в городе целы. Даже свет есть везде и вода. Я проехал весь город на машине один. Конечно, тоже немного боялся, но я поехал без оружия. Заехал - властей не было. Мы позвонили в Тбилиси, попросили назначить представителей власти. Я от лица командования вооруженных сил заявляю, что люди могут приезжать и начинать налаживать нормальную жизнь».
Тем не менее, по свидетельству очевидцев, российские войска по-прежнему контролируют въезд в город, а значит, единственная автотрасса, соединяющая восток страны с черноморским побережьем, перекрыта. По сообщениям из портового города Поти, российские военные вновь вошли в порт и контролируют административные здания.
На военной базе в Сенаки военнослужащие приступили к планомерному уничтожению опустевших зданий с квартирами офицеров. С военной базы уже вывезено все вооружение, а также имущество и отправлено в сторону Абхазии. Аналогичная ситуация в Зугдиди. Администрации перечисленных городов фактически не имеют возможности функционировать.
Министерство юстиции Грузии сообщило, что, воспользовавшись общей ситуацией, из Хонской колонии на западе страны сбежали сотни заключенных.