«Свингующая музыка Каунта Бэйзи – это современная жизнь во всей ее многосторонней сложности…» - слова эти принадлежат трубачу Уинтону Марсалису.
У микрофона Дмитрий Савицкий и «Джаз на Свободе». Каунт Бэйзи появился на свет 104 года назад!
Intro to One O'Clock Jump & One O'Clock Jump
ДС: - One O'Clock Jump, так называемый оркестр «Старого Завета» Каунта Бэйзи. Бостонский театр «Southland», 20 февраля 1940 года….
Конечно, в довоенные годы и в сороковых на американской джазовой сцене были десятки и десятки оркестров… Но среди них выделялись два: Дюка Эллингтона и Каунта Бэйзи.
…Первый был Герцогом, второй Графом, так как в джазе были свои аристократы, а плебс практически не существовал. Одних «королей» от Кинга Оливера до Кинга Коула можно насчитать добрых две дюжины. Графов же было два вида Count – привычное для Америки звучание и Earl – скорее английское, вспомним того же Ёрла Хайнза.
Бэйзи появился на свет под совсем простым именем – Уилльям Джеймс. Произошло это 104 года назад, в 1904 году, в городке Red Bank, что в Нью-Джёрзи…
Отец Графа работал кучером у богатого землевладельца, а когда лошадей сменили первые форды модели «Т», отец стал садовником.. Мать же работала прачкой и пекла пироги на продажу. Часть денег от продажи пирогов, 25 центов, шли на оплату уроков фортепьяно для юного Уилльяма…
The Kid From Red Bank
ДС: - The Kid From Red Bank, «Парнишка из Рэд Бэнка», постоянного композитора и аранжировщика Каунта Бэйзи – Нила Хэфти. Это уже оркестр «Нового Завета», собранный в 1952 году. Сама же запись датирована октябрем 57-го.
Будущий Граф обладал феноменальной музыкальной памятью и мог не только повторить что услышанную пьеску, но играл по нотам. Какое-то время подростком он работал тапёром в кинотеатре «Палас», а позже подрабатывал на вечеринках: чаще ударником, чем пианистом. На этой явно внештатной работе он познакомился и начал играть с Санни Гриром, талантливым ударником, вошедшим позже в состав оркестра Дюка Эллингтона. Грир был его лучшим учителем по части ритма…
В 1927 году Бэйзи стал пианистом оркестра Уолтэра Пэйджа, Blue Devils (дЭвэлс), но когда Бэнни Моттэн (сам пианист) предложил ему место в своем оркестре, Граф оставил Blue Devils (дЭвэлс) и проработал с Мотэном почти три года: с 29 по 32…
Своей первый оркестр Каунт Бэйзи назвал «Бароны Джаза». «Бароны» играли в канзаском клубе «рИно». Продюсер и пропагандист джаза Джон Хэммонд в 35 году услышал оркестр Бэйзи по радио, когда он сидел в машине. Он тут же оставил все планы и покатил в Кэнзэс-Сити с надеждой заключить контракт с «Баронами» для фирмы «Коламбия». Но фирма «Дэкка» опередила Хэммонда и Каунт Бэйзи смог перейти к Хэммонду лишь в 39 году.
Jumpin’ at the Woodside
ДС: - Jumpin’ at the Woodside, музыкальная подпись самого Каунта Бэйзи. Первый состав оркестра. Соло шли в таком порядке: Бэйзи – рояль; Ёрл Уоррэн – альт-саксофон; Бак Клэйтон – труба; Лестер Янг – тенор и Хёршэл Эванс – кларнет. 22 августа 38 года, Нью-Йорк.
Билли Холидэй какое-то время была солисткой у Бэйзи; за ней – Джимми Рашинг… На ньюпортском фестивале 57 года к Рашингу присоединился – Джо Уильямс.
Вот пожалуй здесь мы и расстанемся.., на фестивале. Но без вокалистов, а на замечательном соло самого Графа. Композиция тенор-саксофониста Эрни Уилкинса: Свингуя в Ньюпорте, Swingin’ in Newport
ДС: Swingin’ in Newport, «Свингуя в Ньюпорте». Среди солистов оркестра на июльском нью-портском фестивале 57 года, кроме самого Бэйзи: Рой Элдридж – труба, Иллиной Джэккэт и Лестэр Янг – тенор-саксофоны и Джо Джоунс – ударные…
Каунт Бэйзи остался джазменом эпохи свинга. Как он говорил: «Я согласен добавить к аранжировке несколько штрихов би-бопа, но лишь если от этого не пропадает смысл САМОЙ музыки»..
Как мы знаем, Сатчмо был круче, просто напросто называя би-боп – «китайской музыкой»…
В Пекине в то время об этом ничего не знали…
Кроме, конечно русских джазменов-иммигрантов в Шанхае…
Подкаст «Джаза на Свободе» вы найдете на сайте svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай!