Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Андрей Шарый : Государства организации Договора о коллективной безопасности будут определяться по вопросу о признании независимости Южной Осетии и Абхазии самостоятельно. Это заявил президент России Дмитрий Медведев после окончания этого высокого собрания. Следовательно, ни одна из стран, ближайших союзников России, не собирается или, по крайней мере, сейчас не признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Однако, похоже, как считают эксперты, по крайней мере, в России ожидали совсем другого. Сейчас в прямом эфире программы мой коллега Данила Гальперович. Он внимательно следит за сегодняшним напряженным дипломатическим днем. Сегодня во Франции в Авиньоне собрались министры иностранных дел стран ЕС. Они неформально общались там тоже по грузино-российскому поводу. Готовится к визиту Николя Саркози в понедельник в Москву.
Итак, Данила, добрый вечер! Что там в Москве? Как Москва оценивает итоги переговоров ОДКБ?
Данила Гальперович : Совершенно очевидно, что некий минимум Дмитрием Медведевым все же достигнут, хотя эксперты говорили, что этот минимум вряд ли выйдет за те заявления, которые делались накануне министрами иностранных дел стран - членов ОДКБ. Но все-таки явно Дмитрий Медведев был доволен тем, что о роли Грузии в конфликте его коллеги по ОДКБ на сегодняшней встрече высказались негативно.
Дмитрий Медведев : Чтобы не быть голословным, я просто зачитаю некоторые положения из только что принятой декларации. Что здесь говорится? Государства – члены ОДКБ глубоко озабочены предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия. Государства – члены ОДКБ обеспокоены наращиванием военного потенциала и эскалации напряженности в Кавказском регионе и призывают все государства взвешенно и объективно без двойных стандартов подойти к оценке ситуации, не предпринимать действий, которые способны спровоцировать ее дальнейшее обострение. Участники организации, последовательно выступающие за обеспечение мира и безопасности, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, приветствуют выработанные президентом России и президентом Франции принципы урегулирования, а также призывают стороны к их неукоснительному выполнению в целях недопущения новых попыток силового решения конфликтов, обеспечения стабильности в данном регионе. Государства – члены поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в регионе и выступают за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии.
Данила Гальперович : Надо сказать, что Дмитрий Медведев очень раздельно, четко, как будто читал заготовленный текст, говорил все эти слова, как будто читал лекцию, обратили внимание некоторые наблюдатели. Но даже большее внимание, чем текст этой совместной резолюции, привлекли слова Дмитрия Медведева о том, во что должен превратиться ОДКБ в ближайшем будущем, что является его основными моментами как бы последующего формирования и усиления.
Дмитрий Медведев : Нам необходимо наращивать сотрудничество по всем направлениям деятельности организации – и по обеспечению безопасности региональной, межрегиональной, и, что немаловажно, исходя из природы этой организации, военной составляющей. Если организация будет развиваться в этом направлении, это будет сильная организация, которая реально помогает поддерживать национальную безопасность всех государств – участников. Без известной жесткой в выполнении решений, без укрепления военной компоненты, организация развиваться не может.
Данила Гальперович : И совершенно очевидно, что вот это, то есть формирование действительно серьезного нового военного блока, не всеми участниками ОДКБ воспринимается однозначно. Во всяком случае, председательствующий сейчас в ОДКБ президент Армении Серж Саргсян говорил, что нельзя одну военную сторону развивать.
Серж Саргсян : ОДКБ - сильная организация. Что делать для того, чтобы наша организация стала еще сильнее? Кроме того, что, конечно, нам нужно укреплять военную составляющую организации, я думаю, что мы серьезно должны координировать и внешнеполитическую деятельность. Потому что мы члены одной организации. Мы должны об этом не только заявить, а это взять как руководство.
Данила Гальперович : Тем временем, действительно, есть европейские самые разные события, связанные с тем, что Россия воевала с Грузией. Именно так стоит вопрос в Парламентской Ассамблее Совета Европы, которая соберется на сессию в Страсбурге в конце сентября, и там будет идти речь о последствиях войны между Россией и Грузией. Решение о том, что будут срочные дебаты по этому поводу, было принято сегодня на заседании постоянного комитета ПАСЕ. Без сомнения, на эти дебаты повлияет доклад Томаса Хаммарберга, верховного комиссара ПАСЕ по правам человека, который, как и обещал Хаммарберг, был частично опубликован в этот день, в пятницу, ровно по прошествии недели с его миссии. И слова, которые есть в этом докладе, совершенно Россию не украшают. Они отнюдь не являются каким-то комплиментом ее действий.
Например, начинается все с отмечания того, что Грузия как бы поучаствовала в этом как минимум. Жертвы среди гражданских лиц и разрушения стали результатом атаки грузинских танков и артиллерии на Цхинвали 7-8 августа. Грузинские деревни к северу от столицы региона были разрушены и разграблены южноосетинскими ополченцами и криминальными группировками.
Беззаконие распространилось в так называемой буферной зоне, контролируемой Россией между Цхинвали и Каралети, и вынудило многих людей уйти даже оттуда. Когда несколько домов в Гори были поражены российскими ракетами, это спровоцировало еще одну волну переселений.
И Томас Хаммарберг отмечает, что проблема отсутствия каких-либо правоохранительных подразделений в так называемой буферной зоне до сих пор не урегулирована.
Андрей Шарый : Спасибо, Данила!