Ссылки для упрощенного доступа

Джаз на Свободе №20. Cannonball Adderley


У микрофона ваш ДС и «Джаз.. На Свободе»…


В молодости приятели звали его каннибалом: исключительно из-за его невероятного аппетита. Аппетит увеличил живой и неполезный вес каннибала раза в три. С этого момента его начали звать не cannibal, каннибал, а Cannonball, «Пушечное Ядро», которое и вправду отныне выпирало из распаха пиджака.


Альт-саксофонист Кэнонбол Эддерли появился на свет 15 сентября 1928 года.



  • Autumn Leaves


ДС: Autumn Leaves, весьма по сезону, «Осенние (опавшие) Листья», ЖозефА КосмА и Джонни Мэрсэра. Один из лучших дисков Эддэрли и Майлза Дэйвиса – Something Else, записанный счастливчиком Руди Ван Гелдэром 9 марта 58 года. Майлз – труба, «Пушечное Ядро» - альт-саксофон; Хэнк Джоунс – рояль; Сэм Джоунс – контрабас и Арт Блэки – ударные. Бывает лучше? Не думаю…



Джулиан Эдуин Эддэрли родился в портовом флоридском городке Тампа. В молодости он довольно рано перешел из учеников в учителя. Талант саксофониста превратил его в местную легенду задолго до того, как он переехал в Нью-Йорк. Вот, что пишет Майлз Дэйвис о «Пушечном Ядре» в своей «Автобиографии»:



В июле 55 года мы начали играть в «Богемии». Оскар Петифорд выступал там же со своим квартетом и с джУлианом «Кэнонболом» на альт-саксофоне. Я часто приходил в «Богемию» с подружкой Сьюзэн и этот «Кэнонбол» сводил меня с ума, тем КАК он играл блюзы! И никто никогда о нем и не слышал! Все понимали однако, что этот сукин сын был лучшим саксофонистом во всем городе. Даже белые рецензенты восторгались его игрой… И, конечно, вся банда директоров фирм звукозаписи дралась за него…»



  • Sack O' Woe


ДС: - Sack O' Woe, «Мешок Бед» - композиция самого «Кэнонбола». Он же, лидер и альт, на этом пятом и последнем диске серии «Коллекция «Кэнонбола» Эддэрли», выпущенным Орином Кипньюзом на «Риверсайде».


Младший брат «Пушечного Ядра» - Нэт – корнет; вИктор Фэлдмэн – рояль; Сэм Джоунс – контрабас и Луи Хэйз – ударные. 1960 год, калифорнийский джазовый клуб «Маяк», Lighthouse.



И на этой пластинке вибрирует преподавательская струна Эддэрли-старшего: он предваряет каждую пьеску объяснениями и комментариями.


Майлз Дэйвис мечтал ввести Эддэрли в состав своего секстета. Но молодой музыкант был хронически упрям и заносчив, пока не обжегся пару раз. Тогда он понял, что Дэйвис всегда давал ему верные советы: от выбора продюсера и фирмы и до чисто технических музыкальных приемов. Поэтому, когда в 57 году до «Пушечного Ядра» окончательно дошло, что такое квинтет Дэйвиса с Трэйном на теноре; Рэд Гарлэндом за роялем, Полэм Чэмбэрсом на контрабасе и Фили Джо Джоунсом – на ударных, он превратил квинтет в секстет, как и мечтал об этом Майлз Дейвис….



  • So What


ДС: - So What, «Ну и что?» – легендарная первая композиция диска KindofBlue. Майлз Дэйвис – труба, «Пушечное Ядро» - альт; Джон кОлтрэйн – тенор; Бил Эванс – рояль; Пол Чэмбэрс - контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные… Март 59 года.



Существуют черно-белые, почти черно-синие кадры студии во время записи… Хрупкий Майлз со своей сурдинкой; большой добродушный Эддэрли; как всегда заливающийся потом Трэйн и два главных наркОма секстета: Филли Джо и Пол Чэмбэрс…


Некоторые историки джаза, близкие друзья Дэйвиса (назову Эрика Найсэнсона), считали, что Эддэрли был слабым звеном секстета. Майлз так не считал. Когда Найсэнсон спросил его без обиняков, напрямую, Майлз грустно ответил: - В нем был некий дух..» Грустно, потому что это было после похорон Кэнонбола, в августе 75 года.



На чем расстаться? Выбор сделать нелегко… Пожалуй на популярной пьеске младшего из Эддэрли – Нэта: «Рабочая Песня» -



  • Work Song….


ДС: - WorkSong, «Рабочая Песня», как на хлопковых плантациях… Токийский концерт Эддэрли. «Пушечное Ядро» - альт; Нэт Эддэрли – корнет; Юзэф ЛэтИфф – тенор-саксофон; Джо Завинул – рояль; Сэм Джоунс – контрабас; и Луи Хэйз – ударные. Июль 63 года.



Подкаст «Джаза на Свободе» все там же, на svobodanews.ru. Всех вам благ и до следующей недели. Чао-бай-бай!




Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG