Ссылки для упрощенного доступа

Древнейшая обувь. Сандалии Персея и Бриджит Бардо


Крылатые сандалии Персея помогают ему нести голову Горгоны
Крылатые сандалии Персея помогают ему нести голову Горгоны

Сандалии (греч.σανδάλιον, мн. ч. σανδάλια) — легкая обувь из подошвы (часто без каблуков), закрепляемой на ноге ремешками или веревками. Сандалии — один из самых древних видов обуви у народов, живших в теплом климате. В частности, такая обувь встречается у древних вавилонян, египтян, греков и римлян. Древние египтяне изготавливали эту обувь из соломы, лыка или папируса. Римляне называли свои сандалии solea. Сегодня они бывают самыми разными — и дорогим штучным товаром для богачей, и спортивной обувью, и непременной частью экипировки паломников-мусульман во время хаджа.


Это случилось в начале шестидесятых. Али Гювен был молод, закончил художественную школу и решил проектировать летнюю обувь. Чтобы открыть свою мастерскую, он отправился в небольшой курортный городок Бодрум на побережье Средиземного моря, где каждое лето собиралась местная элита: модельеры, художники, артисты, богачи, которые были обеспечены и с легкостью тратили деньги. Однажды в мастерскую завалилась толпа французов. Среди них оказалась красивая, молодая, никому неизвестная актриса. Девушка была похожа на Афродиту. Он снимал мерки с ее ступней, а она все время смеялась, потому что боялась щекотки. Через полгода из Парижа пришел журнал с автографом. На обложке в его сандалиях на босу ногу красовалась та сама француженка. Это была Бриджит Бардо.


Кто только не побывал у него в мастерской: родственники арабских шейхов, принцы, рок-звезды, голливудские актеры.


«В зимнем Бодруме пусто, — говорит Али Гювен. — Сюда редко приезжают туристы. По берегу бегают бродячие собаки, которые разносят по городу белый песок. У меня часто случается бессонница, я выхожу на берег моря, кормлю собак, думаю о том, что делать сандалии для меня — умирающее искусство, которое я пытаюсь сохранить изо всех сил, но чувствую, что время уходит, руки стареют. Я ощущаю неловкость, каждый год собираюсь закрыть мастерскую, однако заказов не становится меньше, и я вновь погружаюсь в работу».


Сегодня фирменные сандалии Али Гювена так же популярны, как обувь от ведущих европейских дизайнеров. Каждая пара шьется вручную, на создание одной иногда уходит до года. Это не отпугивает клиентов. Волшебная обувь: сидят как перчатки, не снашиваются, не стареют в течение многих лет. Он стал знаменит, его узнают, кланяются, называют «Али-уста», что означает «мастер Али».


«Когда-то я увидел статую Афродиты и поразился ее совершенству, — говорит Али Гювен. — Ее образ подсказал мне, какими должны быть мои первые сандалии. Я стал снимать слепок с ее ноги, чтобы сделать обувь более удобной. Ведь, в сущности, это лишь подошва и кожаный ремешок. Секрет здесь в особой коже! Я знаю только одно место в Турции, где ее можно найти».


По мнению Али, самую качественную обувную кожу в мире производят на юго-востоке Турции в небольшом городке Милас, где сохранились дубильные мастерские, основанные еще в середине XV века при султане Мехмеде II, покорителе Константинополя. До сих пор весь процесс дубления кож происходит вручную. В основном, используется овечья кожа самого высокого качества. Сначала шкуры помещают в огромные чаны с водой и известью, которая «съедает» остатки шерсти и мяса. Затем пару недель «томят» в горячей воде с добавлением дубовых желудей, содержащих дубильные вещества. После этого кожу вынимают, сушат, смазывают растительным маслом и скоблят специальным ножом, напоминающим лезвие брадобрея. Этот процесс, в шутку, называют «бритьем». Добиваясь эластичности, мастера полируют кожу до блеска и стегают кнутами из воловьих кож. Весь процесс занимает около четырех месяцев.


Руки кожевенного мастера Мехмета обезображены артритом. В холодную сырую погоду приходится работать по локти в воде.


«Нам говорят, что здесь плохо пахнет, а я шучу, что принюхался к запахам и не замечаю их, как парфюмер, — говорит Мехмет. — Наша мастерская, правда, была построена сразу после покорения Константинополя. Производство кожи сопровождает резкий неприятный запах, поэтому его удалили от Стамбула, чтобы не осквернять обоняние султана. Здесь работали все мои предки: дед, отец, прадед. Они поставляли кожу для нужд султанского дворца Топкапы. Процесс дубления кож длительный, дорогой и трудоемкий. Сегодня бизнес сходит на нет. Рынок заполонили дешевые китайские товары. Не знаю, смогут ли сыновья продолжить его».


Последние археологические находки, сделанные на севере Турции, позволяют говорить об особой роли сандалий в быту кочевых племен, являющихся предками современных турок. На миниатюрных керамических табличках, найденных в западной Анатолии, изображены маленькие разноцветные сандалии. Их плели из войлока и использовали во время штурма неприступных крепостей турки-сельджуки. Сандалии были незаменимы при беге и ходьбе и всегда находились у воинов в сумке во время военных походов. Рассказывает историк османской материальной культуры Бахрутдин Цепель: «Сандалии — самая старая обувь человечества. Их носили древние вавилоняне, евреи, финикийцы. В Египте сандалии были частью одежды и фараонов, и рабов, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки на гробницах. Древние греки поначалу ходили и бегали босиком по стадионам, пока не заметили, что сандалии увеличивают сопротивление и дают лучший шанс при победе. В давние времена наши предки носили сандалии только в летнее время, а зимой носили кожаные ботинки, потому что проводили жизнь верхом на лошадях. Их шили из бараньей кожи. Желтые означали, что владелец достиг определенного положения в обществе. Красные мог носить лишь глава рода, вождь, султан».


В сокровищнице стамбульского музея Топкапы среди портретов султанов, сцен диванов и парадов хранятся кожаные сандалии пророка. Их считают обязательной частью одежды всех верующих, которую надевают во время хаджа. Накануне паломничества в Турции можно наблюдать настоящее нашествие самых разнообразных кожаных сандалий в специальных магазинах товаров для паломников-мусульман.


XS
SM
MD
LG