Ссылки для упрощенного доступа

Эхо конфликта в Грузии. Ингуши просят власти разобраться с Северной Осетией


Последние события в России и на Кавказе активизировали общественность Ингушетии. Митинг против похищения ингушей. Москва, 26 сентября
Последние события в России и на Кавказе активизировали общественность Ингушетии. Митинг против похищения ингушей. Москва, 26 сентября



Широко распространенное мнение о взаимосвязи событий на Кавказе на этот раз нашло подтверждение в Ингушетии. Недавние вооруженные события на территории Южной Осетии фактически стали поводом для очередного обращения ингушской общественности в Кремль. Ассоциация студентов Ингушетии, общественная организация «Марш» и «Союз депортированных» попросили президента России Дмитрия Медведева оказать содействие в ликвидации последствий вооруженного конфликта в Пригородном районе Северной Осетии.

Проблеме возвращения ингушских беженцев уже почти 16 лет, подчеркивают представители общественности. По данным бывшей временной администрации президента России в зоне конфликта, в дни вооруженного осетино-ингушского противостояния погибли 478 человек, ранены 840, более 200 пропали без вести. Свыше 40 тысяч человек стали беженцами. Ингушская сторона называет другую цифру: около 70 тысяч беженцев.


Во Владикавказе полагают, что более трех четвертей ингушских беженцев из Северной Осетии уже вернулись домой, так что данные из Назрани сильно завышены, говорит осетинский политолог Игорь Дулаев: «И еще мне хотелось бы отметить, что когда мы говорим о возвращении этих людей, здесь очень сложно посчитать, кого мы считаем вынужденными переселенцами». По его мнению, присвоение такого статуса спорно, если люди снимают квартиры во Владикавказе или живут в общежитии.


Бывший президент России Владимир Путин в свое время дал поручение руководителям двух республик обеспечить возвращение ингушских беженцев в Пригородный район до конца 2006 года. Судя по очередному обращению из Ингушетии, это поручение не выполнено до сих пор.


Глава Международного комитета по проблемам Кавказа Руслан Кутаев убежден, что решение проблемы ингушских беженцев зависит только от Кремля, и приводит в пример действия российской стороны в августе нынешнего года во время противостояния с Грузией: «Из Южной Осетии военные же не просто сами ушли. Это было политическое решение, политическая воля российского руководства. Так вот, в Ингушетии должна быть политическая воля российского правительства. В противном случае этот конфликт может в конце концов перекинуться на соседние регионы». Руслан Кутаев отмечает отличие Ингушетии от других российских регионов, в том числе и Северного Кавказа: «Если очень серьезное фрагментизированное общество в других регионах раздроблено, то в Ингушетии в последнее время наблюдается достаточно серьезно объединяющий общественный институт, имеется в виду гражданское общество».


Ингушский общественный деятель, экс-депутат республиканского парламента Азамат Нальгиев не верит в намерение официальной Москвы отыскать решение, которое бы устроило два соседних народа: «Проблему нужно решать, чтобы надежды людей были каким-то образом разрешены. А все бумажки, которые можно подписать, какие-то референдумы и прочее - это всего лишь загоняет проблему внутрь, откладывает ее бог знает на какое время, чтобы опять какое-нибудь возникло кровопролитие». По мнению Нальгиева, правительство не заинтересовано в решении проблем ингушей: «По-моему, Россия себе давным-давно назначила на Кавказе и врагов, и друзей».


Игорь Дулаев, напротив, считает, что и Москва, и Владикавказ немало сделали для решения осетино-ингушской проблемы. События 1992 года – это действительно катастрофа, говорит он, но это практически единственный конфликт на постсоветском пространстве, когда вынужденные переселенцы возвращаются в места своего прежнего проживания. «Если мы сравниваем эти события [в Северной Осетии и Грузии], то нужно обратить внимание на юридическую коллизию. Республика Ингушетия до сих пор не имеет границ. Я даже говорю не столько о Пригородном районе, сколько о границе между Чечней и Ингушетией. Что касается Южной Осетии, то это республика, которая де-факто существовала в течение 18 лет», - отмечает политолог.


Руслан Кутаев считает, что местные власти часто используют территориальные проблемы в своих интересах. Он предлагает свой вариант решения территориальных проблем на Северном Кавказе: объединить северокавказские республики в одну: «Если это чересчур большая республика или регион, можно Дагестан, Чеченскую Республику, Ингушетию и Северную Осетию объединить. Тогда снимаются следующие проблемы: осетино-ингушские, ингушско-чеченские и чечено-дагестанские».
XS
SM
MD
LG