Ситуация в Ингушетии, по мнению бывшего президента Руслана Аушева, напоминает «медленную гражданскую войну». Только в минувшую субботу на территории Ингушетии сработали четыре взрывных устройства. Между тем, следственный комитет при прокуратуре объявил о завершении расследования уголовного дела о гибели владельца оппозиционного сайта «Ингушетия.ру» (переехавшего в другую доменную зону. - РС) Магомеда Евлоева.
С мнением Руслана Аушева о том, что ситуация в Ингушетии напоминает «медленную гражданскую войну», полностью согласен один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев: «Конечно, здесь идет гражданская война. Если в день гибнут по 5-7 человек, а иногда бывает до 15-16 в день, значит это война идет. До сих пор Зязиков прикрывал и говорил, что у него все замечательно, пока журналисты не обратили внимание на то, что творится в республике, пока не приехала съемочная группа с "РЕН-ТВ". Вы помните, похищали, выдворяли из республики журналистов. Вот тогда уже выяснилось, что творится в республике. Первым против всего этого встал Макшарип Аушев. Он показал всему миру, что здесь творится. После того как ложь Зязикова выплыла наружу, он начал обвинять кого угодно, но только не себя. Мы хотим порядка на своей земле, нам без разницы, кто здесь будет президентом. Да, было бы хорошо, если будет Руслан Султанович Аушев, он смог бы навести порядок. У нас за это 80 тысяч подписей собрано. Если на эту волю народа не обращают внимания... Нужен человек, которого уважает народ, за которого народ пойдет, и народ сам встанет рядом с этим человеком, и будет наводить порядок на своей земле».
Эксперт по проблемам Кавказа, журналист Константин Казенин полагает, что ингушская оппозиция сгущает краски: «Гражданская война - это такой жупел, которым у нас принято пугать с давних пор. Действительно ситуация напряженная в Ингушетии. Конечно же, один из основных источников напряжения - это взаимоотношения большой части населения с правоохранительными органами. Безусловно, это так. Но что касается слов о гражданской войне, надо понимать, что у ингушской оппозиции очень мало реальных ресурсов влияния на ситуацию. Их объективно мало. Здесь можно долго искать виноватых, можно видеть причину в каких-то особенностях действий самой оппозиции, можно видеть причину в том, что в Ингушетии не налажен, просто не существует нормального политического процесса. Он там гораздо более аномальный, чем даже в соседних регионах юга России. Поэтому единственный вариант, единственный способ для оппозиции привлечь к себе внимание в том объеме, в каком бы это хотелось, - это подобного рода заявления и некая такая митинговая имитация того, о чем они говорят».
В тоже время Константин Казенин назвал Ингушетию самым тревожным национальным субъектом России: «На мой взгляд, безусловно то, что ингушская исполнительная власть в очень слабой степени контролирует то, что там происходит. Во многом это было связано с близостью к Чечне. И дело не в чеченском влиянии. Дело в том, что действительно в регионе большое влияние имеют силовики, не всегда в должной мере подконтрольные или подотчетные республиканским властям. А ответственность, тем не менее, всегда возлагается именно на республиканские власти, я имею в виду населением. И другие причины можно увидеть. Факт тот, что у исполнительной власти Ингушетии довольно мало способов остановить тот силовой беспредел, который там сейчас происходит. С другой стороны, довольно мало они сделали для того, чтобы наладить с населением нормальный диалог».
Сегодня следственный комитет при прокуратуре распространил информацию о том, что причиной гибели Магомеда Евлоева стал случайный выстрел из пистолета одного из милиционеров после задержания оппозиционного политика. В ближайшее время материалы дела должны быть переданы в суд. Имя милиционера, который «случайно» нажал на курок пистолета, не называется. Семья и соратники Магомеда Евлоева, как сообщает сайт Ingushetia.org, с выводами следствиями не согласны. В ближайшее время они намерены провести митинг в знак протеста против необъективного, по их мнению, расследования гибели одного из лидеров оппозиции в республике.
Произвол ингушских чиновников приводит к тому, что молодежь от отчаяния вынуждена пополнять ряды так называемых радикальных джамаатов, утверждает Магомед Хазбиев: «Этих людей заставляют уходить в лес, когда нет прокурора, нет суда, когда все они преступники, когда у человека уносят брата или убивают кого-то. Он приходит в прокуратуру, пишет заявление. Ему говорят - иди домой, если еще раз придешь сюда, с тобой будет то же самое, что с твоим братом. Когда человек уже не знает, что ему делать. Человека доводят до отчаяния, и человек уже решает эти проблемы другим путем, он берет в руки оружие и уходит в лес. Мы делаем все возможное, препятствуем тому, чтобы молодежь уходила в лес. Пикетами, митингами мы доводим до молодежи, что можно достучаться, можно достучаться до правительства, до президента России, что можно донести до них, что здесь творится, хотя нагло обманывают, чиновники республики обманывают федеральный центр. По-моему, сейчас весь ингушский народ на 100 процентов уверен в том, что все, что творится в Республике Ингушетия, идет из Кремля. Потому что сколько, чего только мы ни делали, чтобы довести до них, показать истинное лицо нашего президента и показать, что здесь творится, какие-то антироссийские настроения, все, что творится в республике. Довели до отчаяния народ, довели же наши чиновники. Почему-то Кремль просто молчит».
Сложная ситуация в Ингушетии, как и в соседних республиках Северного Кавказа, стала следствием грубого произвола властей, переставших зависеть от граждан, полагает глава общественной организации «Антикоррупционный комитет Северного Кавказа» Муса Садаев: «К сожалению, руководители северокавказской республики практически не обращают внимания на своих граждан. Такое ощущение, что это есть протест этого народа. Они устали от навязываемых руководителей. Назначенные руководители, к сожалению, не могут понять самую главную вещь, что они будут делать, и что они смогут сделать в случае, когда за ними не будет стоять 2-миллионная российская армия. Конечно же, надо разговаривать с людьми. Никого в России, имею в виду чиновников, никого не интересует, что хочет народ, что хочет человек. Все хотят понимать, что хочет "Единая Россия", что хотят чиновники, на этом, к сожалению, все у нас заканчивается».
Сегодня Ингушетия, самая маленькая по территории республика в России, занимает первое место среди субъектов по количеству вооруженных формирований на душу населения. На это обстоятельство обратил внимание бывший президент Ингушетии Руслан Аушев.