Цены на нефть в Нью-Йорке впервые с февраля 2008 года упали в понедельник ниже 90 долларов за баррель. Таким образом, с начала октября они снизились почти на 14%, а по сравнению с серединой июля - уже на 40%. Именно тогда в мире был зафиксирован абсолютный рекорд, когда стоимость барреля достигла 147 долларов.
«Надо понимать, что в настоящее время порядка 70% нефтяного рынка приходится на крупнейшие инвестбанки, - говорит аналитик инвестиционной группы «Капитал» Виталий Крюков. - То есть можно вполне точно сказать, что главным образом цены на нефть определяются притоками и оттоками спекулятивного капитала на этот рынок. С начала этого года до середины июля мы видели первую волну притока спекулятивного капитала в нефтяные фьючерсы, которая поддерживалась снижением доллара. Инвестбанки постоянно поднимали целевые уровни по нефти, звучали оценки 150-200 долларов за баррель. И на этом фоне, как сами инвест-банки, так хейч-фонды, так и их клиенты, активно скупали фьючерсы на нефть. Поэтому в середине июля нефть выросла до 147 долларов».
Однако сейчас ситуация на глобальных рынках в корне изменилась. Инвесторы опасаются возможного углубления рецессии в мировой экономике, что, по их мнению, непременно приведет к существенному сокращению спроса на энергоносители. «В мировой экономике сильно выросли риски, начались проблемы у банков с денежными средствами, - продолжает Виталий Крюков. - Пришло время фиксировать прибыль и клиенты начали вывод средств со своих позиций. Поэтому в итоге сейчас мы видим вторую волну движения спекулятивного капитала, только теперь мы видим отток капитала из нефтяных фьючерсов в американские облигации, в наличность, в золото. То есть в те активы, которые в настоящее время более-менее безопасны для инвестирования, учитывая тот факт, что сейчас все-таки в мире очень выросли риски. И чем больше банки будут испытывать финансовые трудности, тем ниже будет нефть».
Схожее мнение и у аналитика «Альфа-банка» Константина Батунина. Однако основной причиной снижения цен на нефть он все-таки считает изменения на мировом рынке валют: «В первую очередь я бы, наверное, поставил во главу монетарный фактор. Речь об укреплении курса национальной американской валюты, которое находит отражение в снижении цен в целом на все сырьевые товары и нефть в частности. Потому что каких-то природных катаклизмов или какой-то напряженности на Ближнем Востоке, то есть традиционных факторов, оказывающих влияние на цены на нефть, сейчас их не существует. То есть это в чистом виде какие-то монетарные факторы. Кроме того, набирают силы ожидания или опасения рынка относительно потенциального снижения потребления на нефть. Но, опять же, здесь нужно говорить о том, что до определенной степени нефть - это не эластичный товар. То есть даже при росте либо сильном снижении цены на этот товар, спрос не очень сильно реагирует. Но всегда есть элемент какого-то излишнего спроса, когда, например, если нефть слишком дешевая, человек ради того, чтобы купить гамбургер, готов ехать на своем траке несколько миль, чтобы купить этот гамбургер, естественно, он от этого откажется. Но с какого-то определенного уровня спрос практически не реагирует на изменение цены».
В этих условиях Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не исключает, что может рассмотреть вопрос о снижении объемов ее производства. Возможность принятия решения о сокращении добычи нефти со стороны ОПЕК не исключает и аналитик «Альфа-банка» Константин Батунин. Однако, по его словам, здесь картель будет действовать более чем осторожно: «Такой прогноз не следует исключать, но при этом нужно понимать, что государства, страны-члены картеля ОПЕК, они неглупые и те, кто принимают эти решения, они тоже десять раз отмерят перед тем, как делать какие-то заявления, тем паче делать какие-то действия. В первый момент, казалось бы, цена уходит очень сильно вниз, нужно поддержать рынок. Соответственно, что можно сделать? Можно убрать, например, пару миллионов баррелей суточной добычи и создать дефицит искусственный. Такое можно сделать, но, посмотрите на эту ситуацию несколько с другой стороны. Мы искусственно создаем диспропорцию спроса и предложений на рынке, искусственно поддерживаем цены на высоком уровне. Но де-факто это может только углубить кризис, потому что де-факто это может еще сильнее ввергнуть мировую экономику в рецессию, что неизбежно в будущем еще сильнее может ударить по странам картеля. Поэтому такие меры не исключены, но они будут крайне взвешенны».
Дальнейшее же снижение мировых цен на нефть может представлять угрозу стабильности российского бюджета. «Вероятность такая есть, - говорит аналитик инвестиционной группы «Капитал» Виталий Крюков. - В принципе, если мы увидим нефть ниже 70 долларов за баррель, то тогда может возникнуть дефицит бюджета. Остается вопрос, как в такой ситуации будет действовать правительство. Учитывая тот факт, что они собираются с 1 января 2009 года сделать значимые нефтяные льготы для нефтяной отрасли, там по НДПИ, налоговые каникулы сделать, и не пойдут ли они на перенос снижения НДПИ на более поздний срок. В принципе, думаю, что это не должно коснуться льгот, которые намечены на следующий год, но это снижает вероятность уменьшения налогового бремени на отрасль с 2010 года».
Вместе с тем, по мнению экспертов, перенос на более поздний срок вступления в силу решений о снижении налоговой нагрузки на отрасль, может помешать планам России стабилизировать, а затем и увеличить объемы производства нефти. По данным статистики, в нынешнем году они снижаются впервые за минувшие десять лет.