Ссылки для упрощенного доступа

Два года упорства: сочинским омоновцам вынесен обвинительный приговор


О превышении полномочий сотрудниками ОМОНа в России говорят часто. Судебное решение по делу о сочинских омоновцах правозащитники считают знаковым
О превышении полномочий сотрудниками ОМОНа в России говорят часто. Судебное решение по делу о сочинских омоновцах правозащитники считают знаковым
В среду был вынесен приговор бойцам сочинского ОМОНа, которые в 2006 году избили отдыхающих на территории детского оздоровительного комплекса «Дружба». 8 подсудимых признаны виновными в превышении должностных полномочий и приговорены к разным срокам лишения свободы.

18 июля 2006 года группа омоновцев совершила незаконный рейд в расположенный в Сочи оздоровительный комплекс. Бойцы ворвались на территорию лагеря поздно вечером, избили охранника, а затем ходили по корпусам, поднимали с постелей спящих подростков и избивали тех, кто пытался сопротивляться. Как выяснилось в ходе следствия, днем ранее в кафе, расположенном на территории оздоровительного комплекса, произошла ссора с участием двух омоновцев, после чего и был проведен этот незаконный рейд возмездия в «Дружбу».

История, послужившая поводом для возбуждения уголовного дела против бойцов сочинского ОМОНа, началась с ссоры в кафе, продолжилась на территории детского пансионата «Дружба» и достигла кульминации в кафе на берегу. В итоге – 29 потерпевших, униженных и избитых молодых людей, а также приговор восьми офицерам ОМОН ГУВД Краснодарского края, признанным виновными в массовом избиении. Самое строгое наказание в этом деле (пять лет колонии общего режима и штраф в 30 тысяч рублей) присуждено Максиму Ожгихину, остальные получили от трех с половиной до двух лет.

Решение суда комментируют матери пострадавших. Одна из них – Ольга Корякина: «Довольно справедливо судья отнеслась к приговору. Государственный обвинитель провела большую работу».

Все 29 пострадавших – молодые люди, пятеро из них летом 2006 года были еще несовершеннолетними, например, сын Людмилы Аданян: «Я не могу сказать, мало или много, потому что ведь судья руководствовалась Уголовным кодексом, и как она посчитала нужным, так она и определила сроки. Я думаю и очень надеюсь, что те люди, которые работать будут дальше в сфере правоохранительных органов, теперь несколько раз подумают, прежде чем совершать какие-то противоправные действия».

Довольна решением районного суда города Сочи и государственный обвинитель, прокурор по особо важным делам Краснодарского краевой прокуратуры Елена Барсукова: «Я считаю, что наказание соразмерно содеянному. Наказание назначено приблизительно такое же, как и просила я в своей обвинительной речи».

Но иного мнения придерживается адвокат потерпевших Николай Шаховалов: «Суд наказал виновных, но горько от того, что из тех 38 человек, которые участвовали вот в этой операции возмездия, только восемь сейчас будут отбывать наказание в местах лишения свободы, а остальные не оказались здесь на скамье подсудимых не потому, что невиновны, а потому что позиция руководства УВД, позиция самих подсудимых позволила им уйти от ответственности. Один из подсудимых – это заместитель начальника штаба, который руководил этой операцией, с чьего позволения все то безобразие было совершено. И он до сегодняшнего дня является действующим сотрудником ОМОНа, до сих пор занимает должность помощника начальника штаба. Конечно, никто из подчиненных не стал давать показания против своего начальника».

Расследованию этого дела немало способствовали общественные организации, куда обратились за помощью родители пострадавших. В их числе Фонд «Общественный вердикт», его директор Наталья Таубина назвала вынесенное судебное решение принципиально важным: «По сути, это редкий случай, когда дело о массовом нарушении прав человека, а там 29 потерпевших, дошло до суда, и суд, рассмотрев обстоятельства дела, вынес приговор с реальными сроками. Еще одна важная деталь, которая характерна для данного дела, - это то, что прокуратура, а позднее и Следственный комитет при прокуратуре провели качественно всю работу, установили обстоятельства дела. Важно, что практически сразу же после рейда ОМОНа туда поехали правозащитники – наша организация, нижегородский «Комитет против пыток», организация из Йошкар-Олы, «Краснодарские матери в защиту последственных». Правозащитники провели там свое общественное расследование, собрали кучу материалов, все материалы были приобщены к материалам официального следствия. И еще более важно то, что сами потерпевшие, хотя на них оказывалось давление, все-таки не побоялись и прошли весь этот путь до конца».

Итак, чтобы отстоять права 29 человек, понадобилось, помимо грамотно проведенного расследования, деятельное вмешательство нескольких общественных организаций и личное мужество всех потерпевших.
XS
SM
MD
LG