Ссылки для упрощенного доступа

Отравлены государством. Москва почтила память жертв «Норд-Оста»


Шесть лет так и не дали ответа на вопрос: по чьей вине погибли эти люди?
Шесть лет так и не дали ответа на вопрос: по чьей вине погибли эти люди?

В воскресенье в Москве вспоминали жертв теракта на Дубровке. Шесть лет назад в этот день наступила трагическая развязка событий 23-26 октября 2002 года. Центр был захвачен террористами во время исполнения мюзикла «Норд-Ост». В заложниках оказались 912 человек, 130 погибли, более 700 человек пострадали.


Несколько сот человек собрались на площади перед Театральным центром на Дубровке, чтобы почтить память тех, кто погиб во время теракта. Среди собравшихся было много школьников, пришедших с учителями и вообще молодежи. На стене Дома культуры Шарикоподшипникового завода организаторы траурного мероприятия вывесили фотографии всех погибших. Люди клали к ним цветы, ставили свечи. Митинг памяти начался ровно в 10 утра с траурной музыки.


Затем к микрофону подошла сопредседатель общественной организации «Норд-Ост», мать погибшего на Дубровке заложника Татьяна Карпова:


«Очень тяжело подбирать слова, тяжело стоять здесь на этой площади, на этих ступеньках, где ровно 6 лет тому назад последние минуты жизни провели наши родные и близкие, где лежали выжившие заложники, которых также складывали в кучи, не разбирая, кто живой, а кто мертвый. Было страшно стоять и видеть все это. Да, спасательная операция прошла блестяще. Можно ли ее считать блестящей, если мы потеряли 130 человек?! Среди них 10 несовершеннолетних детей!».


Затем была объявлена минута молчания и перечислены поименно все 130 погибших. После этого в небо были выпущены 130 белоснежных воздушных шаров.


Организаторы митинга ни разу не дали возможности подойти к микрофону чиновникам и официальным лицам, которые также присутствовали на площади у Театрального комплекса на Дубровке. Объяснение по этому поводу дал член координационного совета организации «Норд-Ост» Дмитрий Миловидов, отец двух заложниц, одна из которых погибла в день трагедии:


«Не допускаем представителей власти, тех, кто равнодушен к трагедии, к проблемам людей после «Норд-Оста». Пусть решат проблему бывших заложников. Им нужна реабилитация здоровья, им нужна помощь. Семидесяти детям, потерявшим родителей, сегодня нужна помощь. Об этом чиновники забывают. Сегодня День памяти. А тем, кто хочет помочь, слова не нужны. Они должны делами доказать свое отношение к людям, свою человечность».


Прошло 6 лет со дня гибели заложников, но потерпевшие так и не получили от властей ответы на многие вопросы. Почему не спасли людей во время спецоперации? Почему не обнародованы результаты официального расследования? Что за спецсредства применялись во время штурма Театрального центра? Между тем, накануне шестой годовщины трагедии стало известно, что Европейский суд по правам человека пошел на уступки правительству России и придал характер конфиденциальности всем документам, которые оно переправило в Страсбург в ответ на жалобы пострадавших.


Говорит председатель общественной организации «Норд-Ост» Сергей Карпов:


- Все претензии остаются: что там была халатность, безалаберность, что наших детей отравили газом, что изобретатель-убийца газа получил звание Героя России за эту прекрасную операцию. Все претензии остаются. Они все высказаны в Страсбурге. Мы ждем, когда начнется наш процесс. Нам не дают говорить. В прошлом году с нас начали брать подписки о неразглашении уголовного дела. А сейчас правительство России вышло на Страсбургский суд с просьбой о том, чтобы слушание дела «Норд-Оста» проводилось в закрытом режиме. Они закрывают нам рот. Все, что надо, мы уже знаем. Единственное, что мы не знаем – это только состав газа. А то, что он ядовитый и принес смерть людям, все ясно из тех документов, которые есть в деле.


- Кто, на ваш взгляд, несет наибольшую ответственность в этой трагедии?


- Больше всего – президент. Тот, кто дал команду на использование газа. Зная, что газ смертельный, что пострадают дети и взрослые, беременные. Не учитывали ни состав газа, ни того, на кого он будет воздействовать. Речь идет о том, что правительство отравило своих граждан. 130 погибших, из них только 5 - от огнестрельных ранений. А 125 человек отравлены государством.


О том, в каком положении сейчас находятся многие из тех, кто потерял родных и близких шесть лет назад во время трагедии, рассказывает адвокат Игорь Трунов: «На сегодняшний день претензия к властям – это, конечно, социальное обеспечение, социальная реабилитация и помощь. Ни в суде, ни, тем более, добровольно ничего добиться не удалось. Конечно, пролонгированная помощь в тех ситуациях, где погибли родители-кормильцы, где остались сироты, где остались инвалиды, необходима. И ее, к огромному сожалению, нет. Старики, на руках у которых остались несовершеннолетние дети, нуждаются в материальной помощи. Поэтому вопрос номер 1 – о социальной помощи и материальной поддержке, лечении, медикаментозном сопровождении тех, кто стал инвалидом в результате террористической акции».


Памятное мероприятие на улице Мельникова завершилось выступлениями бардов и поэтов. Таким запомнят 26 октября 2008 года те, кто пришел утром к Театральному центру на Дубровке.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG