Президенты России, Армении и Азербайджана на встрече в подмосковной резиденции Майндорф обсуждают перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По мнению президента России Дмитрия Медведева, переговоры находятся на «продвинутом уровне», и страны к ним готовы.
Урегулированием нагорно-карабахского конфликта уже долгое время занимается минская группа ОБСЕ, сопредседателями которой являются представители России, США и Франции. Еще в прошлом году политики выработали так называемые «мадридские принципы»: освобождение армянской стороной захваченных районов вокруг Нагорного Карабаха, возобновление транспортного сообщения между странами, начало процесса возвращения азербайджанских беженцев, после чего в непризнанной республике пройдет референдум по определению ее статуса.
На весь процесс, по мнению политиков и экспертов, может уйти 15-20 лет. Однако 21 октября нынешнего года Дмитрий Медведев сделал заявление о трехсторонней встрече в Москве. Видимо, это означает, что у российского руководства есть свой реальный план по урегулированию конфликта.
Эксперт Центра по изучению постсоветского пространства Исмаил Агакешиев убежден, что Москва способна влиять на процесс урегулирования в Нагорном Карабахе: «На повестке дня остался один путь решения этих конфликтов – мирное урегулирование через определенные компромиссы, путем переговоров между конфликтующими сторонами. Россия после событий в Южной Осетии стала более активна в регионе в целом. Нельзя не видеть, что расклад на Южном Кавказе изменился. Россия и раньше играла активную роль, но та роль отличалась от сегодняшней, потому что, не учитывая мнение России, невозможно решить любой вопрос на Южном Кавказе. Россия открыто и четко показала, что именно Южный Кавказ для нее – территория жизненно важная. С одной стороны, очень хорошие отношения с Россией имеет Армения, но я бы не сказал, что плохие отношения имеет Азербайджан. И сегодняшнее положение на Южном Кавказе в связи с проблемой нагорно-карабахского конфликта не устраивает никого. Поэтому все три страны заинтересованы в решении этого вопроса. Надежды есть, и большие».
Руководитель же отдела Кавказа Института этнологии и антропологии Сергей Арутюнов не верит в скорое разрешение нагорно-карабахского кризиса: «Есть ряд возможных путей решения. Один - образование ограниченно независимого Карабаха под совместным протекторатом Армении и Азербайджана, тогда как Россия, может быть, выступит гарантом сохранения достигнутых договоренностей и соблюдения соглашений о таком ограниченном протекторате при полном внутреннем самоуправлении, самостоятельности Карабаха, вплоть до того, что он сохранит свои вооруженные силы. Другое возможное решение - мир в обмен на земли. В общем, так или иначе, политика – это искусство компромисса, тем более в таких вопросах, но я боюсь, что ни Армения, ни, тем более, Азербайджан к серьезным компромиссам не готовы. Каждый будет говорить: всё, что мое - это мое, а всё, что твое - это тоже мое».